Замена ремня ГРМ ВАЗ 2109: метки ГРМ, тонкости и нюансы

как выставить грм ВАЗ 2109

Необходимо знать каждому, как выставить ГРМ ВАЗ 2109, ведь от обрыва ремня не застрахован никто. Повезло вам несказанно, если вы стали обладателем автомобиля с 8-миклапанным мотором объемом 1,5 литра. На них при обрыве ремня клапаны остаются невредимыми, на остальных, к сожалению, придется ремонтировать ГБЦ.

Как определить, что порван ремень ГРМ? Достаточно просто, так как пропадает искра, двигатель не заводится, а коленчатый вал вращается быстрее, нежели обычно. Конечно, как выставить ГРМ ВАЗ 2109 правильно, нужно знать и при замене ремня. Вот сейчас и рассмотрим этот случай.

Замена ГРМ на ВАЗ 2109

Как уже было сказано выше, ремень ГРМ имеет ограниченный срок службы. На одних машинах заявленный срок службы оригинального изделия может быть больше, на других меньше. В случае с ВАЗ ремень ходит, в среднем, около 50-60 тыс. км. или 4-5 лет.

При этом важно помнить, что он может прийти в негодность раньше по ряду причин (попадание масла или технических жидкостей, растяжение, расслоение, растрескивание и т.д.). Так или иначе, менять ремень ГРМ ВАЗ 2109 нужно как по пробегу или по времени, так и в случае появления дефектов.

Сам ремень фактически является резиновым ободом с зубчатой внутренней стороной и необходим для синхронизации работы коленчатого и распределительного вала. Также указанный ремень на ВАЗ и многих других авто выступает в качестве привода водяного насоса, маслонасоса и т.д.

При этом ошибочно полагать, что деталь имеет большой ресурс. Если просто, это расходник, который нужно регулярно менять. Давайте рассмотрим, как выполняется замена и на что обращать внимание.

Когда требуется замена

Ремень ГРМ отвечает за работу газораспределительного механизма.

Старайтесь всячески избегать обрыва ремня в процессе движения, иначе это может негативно сказаться на состоянии двигателя и стоимости его ремонта.

Наиболее опасным является контакт, «встреча» между двумя основными элементами — поршень и клапан. При этом узел деформируется, требуется дорогостоящее восстановление автомобиля.

Существует несколько основных критериев, которые говорят о необходимости замены узла.

Признак износа Особенности
Естественный износ Каждый элемент имеет определенный ресурс, запас прочности, выше которого он «прыгнуть» может лишь в редких исключениях. Для ремней ГРМ у девяток он составляет 50-60 тысяч километров
Визуальные признаки износа Если изучить состояние ремешка, при наличии неисправностей это будет проявляться в виде дефектов, трещин, отслоений по краям. Все это говорит о том, что дальше эксплуатировать авто с таким ремешком нельзя, требуется замена
Масло или ОЖ на поверхности Очередной признак того, что ремешок отживает свое и нуждается в замене. Параллельно не забудьте проверить, нет ли течи их системы охлаждения и масляных каналов
Перетянуть ремешка Когда еще эксплуатационный срок не подошел к концу, ремешок все равно может ослабляться. Чтобы устранить это, проводится его натяжение. Но со временем натяжка достигает предела, ремешок перетягивается и более вернуться в нужное положение не способен. Под замену и только
Износ зубьев Если возникли неполадки с зубьями, при движении ремень начинает попросту проскальзывать во время вращения коленчатого вала. Тут придется менять шестерни и сам ремень


Трещина на ремешке

Снятие старого ремня ГРМ

Итак, замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109 инжектор, прежде всего, продиктована тем, что при обрыве может погнуть клапана и потребуется ремонтировать ГБЦ. При этом важно знать не только то, как поменять сам ремень, но и как выставить ГРМ ВАЗ 2109 правильно при замене.

Для замены нужно заранее подготовить набор ключей или головок, отвертки, сам зубчатый ремень ГРМ, натяжной ролик, при необходимости замены также водяной насос (помпу) и шпильку для натяжителя. Теперь можно переходить к самой замене.

  • В случае с ВАЗ 2109 следует оставить машину на ручник, после чего под задние колеса подложить противооткатные упоры;
  • Затем болты на правом переднем колесе нужно ослабить;
  • Далее правую сторону авто следует поддомкратить, снять колесо, подложив его под картер мотора для страховки;
  • Теперь можно открыть капот, ключом «10» открутить 3 болта, которыми закреплен защитный кожух ГРМ;
  • Следующим шагом будет ослабление гайки на генераторе и снятие ремня привода генератора. Основная задача — ослабить верхний стопорный болт и сдвинуть генератор к двигателю, благодаря чему привод ослабнет и его можно снять. Ремень нужно снимать, так как нужен доступ и потребуется демонтаж шкива коленвала.

Теперь при помощи ключа «19» следует открутить болт, фиксирующий шкив коленвала. На моделях с карбюраторам в прорезь шкива можно вставить отвертку, стальной пруток или ключ, чтобы зафиксировать вал от прокручивания.

На инжекторных версиях потребуется удерживать отверткой маховик, чтобы он не проворачивался, параллельно откручивая болт шкива. Также есть решение пригласить напарника, включить пятую передачу в салоне и нажать на педаль тормоза.

  • Открутив болт, далее следует ослабить натяжной ролик ВАЗ 2109 для более легкого снятия ремня. Гайка выкручивается ключом «17». Сам ролик ГРМ ВАЗ 2109 можно снять, так как обычно его нужно менять вместе с ремнем. Обратите внимание, важно не потерять подложенные шайбы.
  • Сняв ремень со шкивов, параллельно нужно проверить помпу. Помпа не должна течь, люфтить, шкив должен нормально проворачиваться. Кстати, если водяной насос не в порядке, по краю ремня можно увидеть сильную выработку. Если признаки указывают на проблемы, помпу нужно заменить.

Кстати, помпа меняется каждую вторую смену ремня, так как насос служит около 100 тыс. км. При этом натяжной ролик требуется менять при каждой смене ремня, то есть замена ремня и ролика выполняется параллельно.

Характеристики двигателя

На протяжении всего периода выпуска эти модели комплектовали «восьмёровскими» силовыми агрегатами различной модификации. Они отличались рабочим объёмом, который менялся установкой поршней разных диаметров, коленчатого вала с заниженным ходом поршней. В дальнейшем стали устанавливать моторы ВАЗ-2111-80, ВАЗ-11183-20 с инжектором в системе питания. Первый из них имел рабочий объём 1500 см3 , а второй уже 1600 см3.

Ваз 2108

Замена ремня ГРМ на моторе 2108 выполненная качественно и своевременно, обеспечивает длительный период эксплуатации мотора. Двигатели комплектуют поршнями с рабочим диаметром равным 76 мм, для моторов объёмом 1,5 или 1,6 литра их диаметр увеличен до 82 мм, которые имеют выемку для головок клапанов. Ход поршней в двигателе равен 71 мм, для моторов с рабочим объёмом 1100 см3 его уменьшили до 66 мм. Замена ремня ГРМ на ВАЗ 2108 может быть выполнена ранее рекомендаций завода, если не соблюдаются правила эксплуатации силового агрегата.

Владельцам ВАЗ 2108, 2109 следует знать, что несвоевременная замена ГРМ может привести к его обрыву, а это вызывает повреждения клапанов в ГБЦ силового агрегата.

Двигатели ВАЗ 21083 или ВАЗ 21093 лишены этого недостатка. В том случае, когда ремень ГРМ на этих моторах обрывается, клапана не встречаются с поршнями, так как в поршнях имеются специальные углубления. Чтобы заменить ремень ГРМ просто совмещают метки, устанавливают новое изделие.

Как поставить ремень ГРМ по меткам правильно и проверить натяжение

Идем далее. Сняв старый ремень ГРМ 2109, а также проверив помпу, можно переходить к установке нового ремня. При этом важно знать, как выставить ремень ГРМ ВАЗ 2109 правильно.

Чтобы выполнить монтаж, потребуются два ключа (на 17 и на 19), плоская отвертка, а также лампа или фонарь для освещения. Сначала требуется установить новый натяжной ролик ВАЗ 2109, далее потребуется выставить механизм, опираясь на метки ваз 2109.

При помощи ключа шкив распредвала нужно провернуть до момента, пока метка на шкиве не совпадет с планкой, прикрепленной к блоку двигателя. Далее распредвал нужно стараться не проворачивать в процессе выполнения работ.

Чтобы выставить ГРМ ВАЗ 2109:

  • сначала нужно выставить метку на распределительном валу;
  • затем осуществляется проверка совпадения меток на шкиве коленчатого вала;
  • для точной проверки нужно свериться с метками на маховике;

Если подробнее, на коленчатый вал нужно наживить болт, чтобы получить возможность выставить шкив по меткам. Коленвал прокручивается до момента, пока метка на шкиве не займет строго вертикального положения.

Для проверки следует вынуть резиновую заглушку в картере сцепления и через смотровое окошко взглянуть на маховик. На маховике есть метка в виде риски, которая в норме должна совпасть с прорезью на планке, которая прикручена к блоку ДВС.

Теперь потребуется надеть ремень (сначала надевается на шкив коленвала, после на шкив распредвала). Надевать новый ремень ГРМ нужно сначала на шкив коленчатого вала, после нижнюю ветвь заводят за шкив помпы, пропускают справа от натяжного ролика, также вторую ветвь накидывают на зубчатый шкив распредвала.

Для регулировки натяжения ремня в ролик ВАЗ 2109 вставляется особый ключ. Если ключа нет, можно пользоваться отверткой, а также взять пару саморезов, гвоздей и т.п. Далее с помощью ключа или отверткой, вставленной между винтами натяжного ролика, следует провернуть ролик против часовой стрелки. Это позволяет натянуть ремень.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой ремень ГРМ лучше выбрать. Из этой статьи вы узнаете о лидирующих производителях ремней ГРМ, а также о том, как выбрать ремень механизма газораспределения и на каких производителей лучше обратить внимание.

Натяжение контролируется таким образом, что если на самом длинном отрезке удается провернуть ремень не более, чем на 90 градусов, тогда это норма. Отклонения будут указывать на перетянутый или ненатянутый ремень. В этом случае нужны регулировки.

Например, если ремень ГРМ перетянут, тогда его требуется ослабить, воздействуя на натяжной ролик. Потребуется сначала ослабить гайку ролика, после чего повторить натяжку ремня. Важно понимать, что при сильном натяжении уменьшается как срок службы ремня ГРМ, так и подшипников помпы и натяжителя.

Другими словами, ремень должен проворачиваться с определенным усилием, однако небольшим. Отклонение от нормы регулируется натяжителем (поворот ролика против часовой стрелки).

Отрегулировав ремень, обратно устанавливается крепежный болт привода генератора, после чего головкой «19» проворачивается болт коленвала на 2 оборота по часовой стрелке. Это нужно, так как требуется еще раз проверить совпадение меток по окончании всех работ.

Провернув коленвал ключом, контролируются метки. Если все метки совпали и ремень нормально натянут, двигатель можно запускать. Убедившись в том, что агрегат нормально работает, следует поставить защитный кожух ГРМ на место.

Натяжение ремня

Если после проворачивания коленчатого вала установочные метки совпадают, производят окончательное натяжение ремня ГРМ. Для этого в приводе используют натяжной ролик, который установлен на эксцентрике. Провернуть его можно гаечным или специальным ключом, это зависит от механизма натяжения. Если на ролике имеется специальная гайка, её проворачивают ключом по часовой стрелке, затем фиксируют гайку на оси ролика. Если на ролике вместо натяжной гайки имеются два отверстия, натяжение выполняют специальным ключом.

Когда такой ключ отсутствует можно вставить в отверстия два болта подходящего диаметра. Далее между ними вставляют мощную отвёртку. Проворачивая её по часовой стрелке, натягивают привод газораспределительного механизма. Правильная настройка регулировка привода ГРМ важна, это обеспечит достижение характеристик силового агрегата, которые гарантирует изготовитель моторов. Если что-то выполнено неправильно, ремень ГРМ сползает к двигателю, может оборваться, что приведёт к аварийной остановке мотора. Для проверки правильности натяжения ремня привода ГРМ его двумя пальцами проворачивают (скручивают) вокруг своей оси, после чего он должен вернуться в первоначальное положение.

Как правильно проверить ролики на исправность?

Опытные автовладельцы советуют проводить проверку исправности работы роликов следующим образом:

  1. Первым делом нужно снять кожух с ремня ГРМ;
  2. Затем завести двигатель;
  3. Пронаблюдать за движением ремня;
  4. Нужно также прислушаться, если слышен свист, скрежет, скрип, то скорее всего ролики неисправны;
  5. Осмотреть при выключенном двигателе кронштейн подшипников;
  6. Проверить ремень на наличие люфта, если он есть, то это является следствием неисправности ролика, его неправильной настройки;
  7. Проверить ролик на предмет истирания;
  8. Проверить нет ли при вращении ролика скрежета (для этого нужно снять ремень, провернуть несколько раз ролик).
  9. Можно проверить работу роликов, осмотрев сам ремень. Если на нем обнаружены закусы, то это свидетельствует о неисправной работе роликов натяжения. В таком случае их необходимо срочно заменить.

Опытные автовладельцы советуют прибегнуть к следующей хитрости:

Если при работе ремня слышен скрип, не стоит сразу заменять ролики! Можно на внутреннею часть ремня нанести смазочный материал WD-40. Если скрип провал, то проблема заключалась в износе ремня. Как следствие можно провести замену лишь его.

Также следует провести некоторые подготовительные работы:

  • подготовить необходимый инструментарий;
  • приобрести расходные материалы.

Для проведения технических работ по замене роликов ГРМ понадобятся следующие инструменты, и расходные материалы:

  1. Набор автомобильных накидных ключей;
  2. Набор с ключом трещоткой, набор сменных головок к нему (понадобится при установленном модифицированном щите системы ГРМ);
  3. Набор автомобильных отверток;
  4. Новые расходники;
  5. Смазочная смесь;
  6. Ветошь.

Для того чтобы автовладелец не получил каких-либо травм, ему необходимо также соблюсти необходимую технику безопасности. Она довольно простая! Но ее соблюдение позволит обезопасить себя от нежелательных ранений.

Техника безопасности при проведении технических работ с системой ГРМ:

  1. Необходимо надеть двухслойные перчатки;
  2. Проводить замену расходников исключительно при выключенном двигателе;
  3. Во время снятия роликов ГРМ, их следует придерживать рукой, иначе они могут соскочить с посадочного места, ударить в лицо автовладельца;
  4. Проводить все работы в хорошо освещенном месте;
  5. При выполнении смены расходников системы ГРМ следует строго выполнять пошаговую инструкцию.

Соблюдение всех выше описанных пунктов позволит провести все технические работы в течение 1 — 1,5 часов.

Как установить ролики правильно на места?

От того насколько верно установлены ролики, будет зависеть не только работа ремня ГРМ, но работа всего мотора в целом.

Для того чтобы выполнить правильную установку роликов ГРМ нужно следовать следующим инструкциям:

  1. Первым делом необходимо расположить натяжной ролик таким образом, чтобы технические отверстия под специальный ключ находились с наружной стороны ролика.
  2. Вторым шагом нужно воспользоваться специальным ключом, при помощи которого выполнить настройку положения ролика.
  3. Затем установить на него ремень ГРМ.
  4. После чего выполнить пару оборотов ремня, чтобы убедиться в плавности вращения ролика на втулке. Во время его работы он не должен издавать скрипы, скрежет, не должно ощущаться трение металла.
  5. Во время затяжки данной детали, неопытным автомобилистам полезно будет воспользоваться уровнем из ремонтного комплекта. При затяжке болтов следует прислонить уровень до ролика, при необходимости провести регулировку его положения. Он должен быть установлен под 90 градусов. В противном случае, при работе двигателя он может повредить свое посадочное место, в следствии чего понадобится дорогостоящий ремонт.

При соблюдении выше описанной инструкции следует учитывать: для регулировки роликов натяжения на модифицированной пластине системы ГРМ есть специальные технические отметки. По ним следует проводить настройку их положения. В заводской комплектации автомобиля идет стандартная панель, на которой нет никаких нанесенных технических данных.

Установка водяного насоса и натяжного ролика

Заводом-производителем рекомендуется замена ремня ГРМ вместе с помпой и натяжным роликом. замена ремня ГРМ ВАЗ 2109 инжектор должна то замена ремня ГРМ ВАЗ ГРМ на ВАЗ 21099. Кроме того, в случае сильного износа следует менять и шестерню распределительного вала.

Изношенный ремень ГРМ на шкиве

Для того чтобы заменить помпу, нужно провести следующие операции.

  1. Слить охлаждающую жидкость в какую-нибудь тару.
  2. Открутить шестерню распредвала, удерживая от поворачивания отверткой, вставленной в отверстие шестерни и упертой в гайку, крепления задней крышки.
  3. Снять шестерню.
  4. Открутить гайку и 4 болта крепления задней крышки и отодвинуть ее в сторону.
  5. Вынуть старую помпу, потянув ее отверткой за зубчатый шкив.
  6. Установить новую деталь вместе с прокладкой.
  7. Собрать все в обратном порядке.
  8. Залить тосол.

Водяной насос можно не менять, если вам не сложно будет снова разбирать всю конструкцию, когда старый потечет.

Проверяем натяжку ремня

Натяжной ролик нужно менять обязательно, так как внутри него есть смазанные подшипники. Замена ремня ГРМ ВАЗ 21099 инжектор: все своими. Их ресурс рассчитан таким образом, чтобы смазка кончалась через 50000 километров пробега. Потом они начинают сыпаться.

Для замены старого ролика нужно открутить гайку и снять его со шпильки. За роликом есть шайба, не потеряйте ее, в магазинах они появляются редко. Теперь можно надеть новый ролик и прикрутить его на ось.

Пошаговая инструкция замены

Почему свистит ремень генератора при запуске двигателя или кондиционера

Автомобиль ВАЗ 2109 сконструирован таким образом, чтобы при необходимости проведения ремонтных работ, их мог выполнить сам автовладелец. Процесс смены ролика натяжителя довольно простой, а по времени он займет не более 1,5 часов.

Пошаговая инструкция для проведения технических работ с системой ГРМ:

  1. Припарковать автомобиль. Лучше всего использовать гараж с хорошим освещением.
  2. Далее нужно выключить двигатель. Подождать около 10 минут для остывания двигателя.
  3. При помощи ключа трещотки открутить кожух ремня ГРМ.
  4. Специальным ключом нужно ослабить натяжитель ремня.
  5. Затем открутить шкив привода.
  6. Провести пол оборота ремня, во время которого аккуратно выполнить его снятие.
  7. Далее при помощи накидного ключа нужно ослабить болт, фиксирующий положение натяжителя.
  8. Затем освободить натяжитель от давления в пружине.
  9. Далее нужно выполнить замену проставочных колец, шайб если такие используются в двигателе вашей модификации.
  10. Заменить натяжители.
  11. После того как ролики будут установлены, их положение будет настроено, можно приступать к обратному монтажу ремня ГРМ.
  12. Нужно выставить шестерню вала и генератора таким образом, чтобы метка в виде полосы на шестернях была направлена в сторону генератора сцепления.
  13. Затем можно надеть ремень ГРМ.
  14. После чего выполнить регулировку его натяжителя. Если в автомобиле установлен модифицированный щит системы ГРМ, то владельцу придется выполнять регулировку всех натяжителей одновременно, затягивая их по полоборота по часовой стрелке. Затем переходить против часовой стрелки к следующему. Так до конца затяжки всех роликов.
  15. После выполненной сборки нужно завести двигатель.
  16. Затем нужно пронаблюдать за движением ремня. При наличии в нем люфта, он движется с перекосами, издает шум, или скрип, то нужно выполнить дополнительную регулировку.
  17. После тестового старта нужно еще раз завести мотор, дать ему проработать около 10-15 минут. После чего выключить двигатель машины, проверить степень заряда аккумулятора. Если его напряжение в норме, то все работы выполнены корректно.


ролик со скрытой пружиной


ролик с конструкцией внешней пружины

Если после проведенных работ, у владельца автомобиля нет нареканий к работе двигателя, то на этом процесс замены роликов ГРМ в двигателе окончен.

Неисправности после замены роликов ГРМ

В большинстве случаев, после проведения замены натяжителей ремня ГРМ, автовладелец не встречает никаких проблем. Однако, как показала практика, неисправности могут проявить себя спустя некоторое время.

Неисправности и способы устранения:

Неисправность 1: Аккумулятор плохо заряжается, после нескольких часов простоя автомобиль не заводится. Также в бортовой электросети наблюдаются перепады напряжения.

Способ решения: Скорее всего во время установки ремня ГРМ, водитель неверно настроил положения шестерен вала, по отношению к шестерни генератора. Следствием чего стали проявляться сбои в бортовой сети. Они возникают из-за асинхронной работы выше описанных шестерен. Для устранения данной проблемы следует всего лишь выполнить отладку положения шестерен вала, генератора. После проведения дополнительной настройки проблема уходит.

Неисправность 2: После замены роликов — ремень ГРМ треснул, или вовсе порвался.

Способ решения: В большинстве случаев, такая проблема встречается при установленной модифицированной панели щита системы ГРМ. Такие поломки происходят из-за того, что положение роликов было не откалибровано, в следствии чего ремень был перетянут. Для устранения данной неисправности стоит снять один из роликов, затем надеть ремень. После этого установить снятый ролик обратно на панель. Затем проводить настройку его положения. Саму настройку нужно проводить при помощи специального ключа, которым нужно затягивать дополнительные винты на натяжителе. Во время настройки положения ролика следует также выполнять проворот ремня, чтобы удостовериться в отсутствии чрезмерного давления на нем.

При появлении любых других неполадок в работе двигателя после проведенной замены роликов, простым решением будет:

  1. Проведение проверки положения ведущих шестерен. Скорее всего из-за неточного выставления положения вала при замене ролика, произошло отворачивание шестерни генератора. В таком случае ее необходимо подтянуть.
  2. В случае если автовладелец не может самостоятельно решить выше перечисленные проблемы, то необходимо обратиться в официальный сервис по ремонту автомобилей ВАЗ.

Несмотря ни на что хотелось бы подчеркнуть, что автомобиль ВАЗ 2109 хоть и является детищем отечественного автопрома, но при должном уходе может не один год прослужить своему владельцу.

Замена

Все этапы производятся на территории ровной площадки. Машину необходимо закрепить ручником, под задние колеса подкладывают противооткатные упоры. Переднюю часть авто поддомкрачивают. Под машину ставят подпорку, и демонтируют правое колесо. После чего, можно приступать к самой работе:

  • Для начала нужно снять правый подкрылок. Вообще, достаточно открутить несколько винтов спереди, не демонтируя его целиком;
  • Снимается защитный кожух ремня;
  • Снимаем ремень генератора;
  • Выставляем привод ГРМ по меткам. Если этого не сделать, то есть риск повредить конструкцию. Для этого поворачиваем шкив распредвала по ходу стрелок, для совмещения метки на нем и двигателе. Снимаем заглушку с картера сцепления, для этого ее поддевают отверткой. Проверяются совпадения меток маховика и картера;
  • На инжекторных моделях снимается датчик расположения коленчатого вала;
  • Демонтируется шкив генератора. Его заклинивают отверткой, и откручивают накидным ключом;
  • Ослабляется гайка натяжного ролика. После чего, следует провернуть его, добиваясь наименьшего ременного натяжения;
  • Снимите ремень;
  • Открутите полностью гайку, крепящую ролик, снимите его. Также необходимо снять дистанционную шайбу.
  • Рекомендуется, заменяя ремень ГРМ, монтировать другой ролик.
  • Ставим новый ремень;
  • Ставим ролик, но не затягиваем. В отверстия наживляют 2 болта и, вклинив между ними жало отвертки, проворачиваем ролик по ходу стрелок, добиваясь максимального ременного натяжения. Затягивается гайка, крепящая его;
  • Перед установкой шкива генератора, обязательно проверьте расположение отметок шкива коленчатого вала. Если все совпадают, то нужно поставить шкив, и затянуть гайку;
  • После проведения всех работ, проверните двигатель по ходу стрелок несколько раз. Проверьте положение меток, они должны совпадать.

Статья по теме «Как выставить метки ГРМ».
Проверка ременного натяжения

. Для продления срока годности ремней крайне важно регулярно контролировать их натяжение. При необходимости подтягивают. Наилучшим считается натяжение, когда взятый двумя пальцами ремень можно повернуть менее чем на 90°. В противном случае его натягивают.

Износ ремня

Порвать зубчатый ремень у Самары практически невозможно. Чаще всего происходит срезание зубьев приводного ремня. Причин для этого может быть несколько:

  • превышен срок использования зубчатого ремня;
  • неправильно отрегулировано натяжение привода ГРМ;
  • заклинивание насоса подачи охлаждающей жидкости;
  • попадание моторного масла в рабочую зону приводного ремня.

Последнее обстоятельство самое нежелательное из перечисленных, так как попадание моторного масла может привести к проблемам в приводе ГРМ раньше рекомендованного срока заводом изготовителем транспортного средства. Замена помпы производится одновременно с зубчатым ремнём, это позволит избежать непредвиденного ремонта двигателя. А также правильно отрегулируйте натяжение привода натяжным роликом, это может легко выполнить даже начинающий водитель.

Установка

Замена сальника распредвала на ВАЗ 2109
Теперь непосредственно о том, как вернуть на место уже новый ремешок ГРМ. Сложного тут также ничего нет, но посмотреть наглядные видео, изучить инструкцию все же советуем.

  1. Как только вы осмотрели состояние узла и решили что-то поменять, приступайте к сборке механизма.
  2. Сподручнее работу выполнять так, чтобы все надписи были повернуты в вашу сторону, то есть в сторону правого крыла автомобиля.
  3. Поставьте на место шкив, если не потребовалась его замена.
  4. Далее надевается ремень. Причем надевать следует сначала на нижнюю шестерню, а потом уже на верхнюю. Не наоборот.
  5. Убедитесь, что отсутствуют провисания.
  6. Заведите ремень газораспределительного механизма за водяную помпу и натяжной ролик.
  7. Подтяните натяжной ролик, используя специальный ключ.
  8. При отсутствии такового ключа используйте простой ключ и отвертку.
  9. Обязательно отрегулируйте новенький ремешок должным образом. Регулировка выполняется до того момента, когда его вы уже не сможете провернуть на угол более 90 градусов. Это оптимальный вариант натяжка ремешка для ВАЗ 2109.
  10. Проверните несколько раз шкив. Это позволит удостовериться, что метки на шестеренке газораспределительного механизма и на маховике имеют правильное положение.
  11. Если метки по каким-то причинам не совпали, у нас плохие новости. Вам придется вновь снимать ремешок, и регулировать положение заново.


Обратная сборка узла
Основная сложность в замене ремешка ГРМ заключается не в проблематичности выполняемых процессов, а во времени, которое необходимо затратить на ремонт.

Грамотный подход, внимательность и использование качественного нового ремня позволит без проблем восстановить работоспособность газораспределительного механизма и сэкономить не одну сотню рублей на посещении автосервиса.

Об автомобиле ВАЗ 21099

Машина ВАЗ 21099 (Спутник или Samara Forma) была последней моделью завода широко известного «девятого» семейства Самара. Она представляла собой давно производимую девятку, только с вынесенным багажным отделением. Из-за этого её длина увеличилась на 200 мм. Кроме этого, получила изменение решётка радиатора, передние крылья, капот. Приборная панель, которую водители называли «высокая», получила тахометр. До начала производством заводом десятого семейства ВАЗ, она оставалась самой популярной отечественной машиной для того времени.

Ваз 21099

Ваз 21099

Автомобиль ВАЗ 21099 комплектовался 8-ми клапанным силовым агрегатом с рабочим объёмом равным 1500 см 3, однако некоторые из них могли иметь движки с рабочим объёмом 1300 см 3. Первое время система питания была с карбюратором, а в дальнейшем завод перешёл на инжектор. Привод механизма ГРМ для обоих типов моторов был ремённой. Конструкция поршней мотора объёмом 1,5 литра была такова, что практически исключалась возможность для встречи поршня с клапанами после повреждения ремня. Использование такой схемы привода позволило снизить массу двигателя.

Этим новшеством была упрощена замена на ВАЗ 21099 с инжектором и карбюратором зубчатого ремня. Для правильной установки фаз газораспределения предусмотрены специальные метки ГРМ на заднем кронштейне для пластиковой защиты привода ГРМ, а также на блоке цилиндров в районе шкива на коленчатом валу двигателя.

Схема 2108

Схема ГРМ

Механизм газораспределения устроен таким образом, что на стержень клапана воздействует кулачок распределительного вала, рычаги привода клапана в такой схеме отсутствуют. Тепловой зазор выставляется на холодном моторе установкой регулировочных шайб, которые подбирают необходимой толщины.

Конструкция привода механизма ГРМ для машин с инжектором не отличается от автомобилей с карбюратором в системе питания.

Особое внимание на состояние деталей механизма ГРМ следует уделять моторам с рабочим объёмом 1300 см 3. При обрыве ремня в таком моторе происходит встреча клапанов с поршнями, что вызовет дорогостоящий капитальный ремонт силового агрегата. Чаще проверяйте состояние деталей механизма. Проворачивайте шкивы, осматривайте состояние зубьев ремня. Это позволит избежать негативных последствий во время эксплуатации машины.

Подготовка к замене

А теперь приближаемся к процедуре замены. Если имеется необходимость, то лучше отключить минусовую клемму от аккумулятора. Причина для этого — необходимость в отодвигании генератора для снятия ремня. При помощи ключа на 10 необходимо выкрутить три болта, которыми крепится крышка из пластика к кронштейнам на двигателе. Собственно, доступ к ремню у вас имеется, но снять его не так просто. Вооружаетесь ключом на 17 и ослабляете крепление генератора, отодвигаете его в сторону радиатора.

Теперь снимаете ремень привода генератора, после этого необходимо под заднее левое колесо поставить упоры. А правую переднюю часть поднять при помощи домкрата. Следующий шаг — это выкручивание болта коленчатого вала. Сделать это довольно сложно. Зафиксировать коленчатый вал порой проблематично. Если у вас карбюраторный двигатель, задача упрощается. Достаточно вставить в отверстие на шкиве ключ или металлический стержень. Но если инжекторный мотор, необходима помощь напарника. Включаете пятую скорость, выжимаете педаль тормоза и удерживаете ее. В это время можно выкрутить болт коленчатого вала.

Как поменять ремень грм на ваз 2109.

В этой статье я подробно расскажу как поменять ремень грм на ВАЗ 2108 2109 2113 и 2114 с восьмиклапанным двигателем. Инжекторный он или карбюраторный, значения не имеет. Так же Вы узнайте про причины обрыва ремня газораспределения и про маленькие хитрости облегчающие его замену.

На восьмиклапанных двигателях ваз 2109 объёмом 1,5л., если порвало ремень грм ничего страшного двигателю не горозит, кроме замены этого ремня. Клапана не гнёт!

Почему обрывает ремень грм на ваз 2109.

Многие задаются вопросом почему обрывает ремень грм уже только после того, как это случилось. Вам повезет если такая поломка произойдёт, например где-нибудь во дворах при прогреве двигателя, а не на трассе между городами. Поэтому, что бы Вы не попадали в такие ситуации, необходимо знать почему это происходит. Причин обрывов ремня несколько:

  1. Естественный износ детали.
  2. Покупка бракованного ремня.
  3. Попадание на ремень технических жидкостей.
  4. Неисправность деталей привода грм.

Давайте обсудим каждый пункт подробнее.

Естественный износ детали.

В процессе работы ремень не только стирается, но и гнётся, в результате, чего возникают микротрещины, которые, в последствии, вырастают и приводят к обрыву ремня.

У каждого узла есть свой срок службы. Ремень газораспределительного механизма восьмиклапанного двигателя ВАЗа период работы составляет 60 тысяч километров.

Покупка бракованного ремня.

Не экономьте на ответственных запчастях. Сэкономив 100-200 рублей вы можете на долго застрять на дороге.

Попадание на ремень технических жидкостей.

На ремень грм запросто может попасть масло или охлаждающая жидкость. Масло попадает из-за износа сальников распредвала и коленвала, а антифриз может вытечь при износе помпы.

Неисправность деталей привода грм.

К деталям привода грм относятся:

  • Шестерни распредвала и коленвала.
  • Натяжной ролик
  • Шестерня привода помпы

За многие тысячи километров шестерни газораспределительного механизма изнашиваются и повышается возможность перескока ремня через зуб шестерни.

Из-за некачественного ролика натяжения ремня или из-за его долгой эксплуатации он может заклинить. Так же не следует перетягивать ремень. Очень сильно перетянутый ремень начинает свистеть и может очень быстро порваться.

В процессе работы подшипники помпы изнашиваются и у вала помпы появляется люфт, в результате, чего шестерня привода помпы стоит криво и ремень грм начинает сползать и тереть о защитный кожух или об блок.

Как снять ремень грм на ваз 2109.

В первую очередь включаем пятую передачу (это делается для того, чтобы было легче прокручивать двигатель, когда совмещаем метки) ослабляем гайки на переднем левом колесе и поддомкрачиваем его. Открываем капот, снимаем защитный кожух и смотрим в каком положении находится метка на шестерне.

Кожух грм ваз 2114 2109

Если Вы меняйте ремень на ВАЗ до того, как он порвался.

Крутим колесо пока метки на шестерне и на пластине не совпадут.

метка распредвала ваз 2109 2114

После совпадения меток в этом месте открываем заглушку смотрового отверстия в картер сцепления и проверяем совпала ли прорезь на картере с риской на маховике.

метка грм ваз 2109 на маховике

Если риски на маховике не наблюдается, то покрутите колесо, что бы шестерня распредвала сделала еще один оборот. В случае если и на этот раз риска не появилась рядом с меткой в картере сцепления, читайте как поменять ремень грм на ВАЗ 2109 если порвало ремень. Если риска совпала с меткой, откручивайте болт коленвала и переходите к разделу «Нижняя метка грм ВАЗ 2109»

Если ремень грм на ВАЗ 2109 порвало и Вы собрались его менять.

Снимаем колесо, снимаем пластиковый подкрылок, если он у вас есть. Откручиваем болт шкива коленвала.

Если вы не знайте как открутить болт коленвала ВАЗ, то я сейчас расскажу маленькую хитрость.

Если Вам есть кому помочь, то просим помощника не снимая автомобиль с пятой передачи нажать как можно сильнее на тормоз. Сами тем временем берем головку и рычаг побольше и со всей силы крутим против часовой стрелки.

Если Вы в этой сложной ситуации одни тогда действия следующие: проверяйте, что машина на передаче и вкручивайте 2 болта которыми прикручиваются колёса в ступицу и между ними вставляйте лом, арматуру, крепкую палку (что найдёте, лишь бы не сломалось) и упирайте в землю. Далее берете головку, удлинитель и рычаг побольше и откручивайте болт следя за тем, чтобы машина не упала с домкрата.

Как открутить болт коленвала

Нижняя метка грм ВАЗ 2109.

После того, как открутите болт крепящий шкив привода генератора смотрите совпадение меток на шестерне коленвала и на корпусе масло насоса, они должны совпадать.

Нижняя метка коленвала ВАЗ 2109 2114

Когда на верхней и нижней шестернях метки выставлены можно откручивать натяжной ролик и снимать ролик и ремень грм.

Установка ремня грм на ваз 2109 инжектор.

Перед тем как поставить ремень проверьте ещё раз все метки. Когда ставите ремень не должно быть провисания ремня между шестернями распредвала и коленвала, иначе метки уйдут. Лучше всего чтобы ремень в этом месте был чуть-чуть натянут. Допускается расхождения меток примерно в пол зуба шестерни. Ставим натяжной ролик. Перед ним на болт надевается шайба, а уже потом сам ролик.

Как правильно натянуть ремень грм на ВАЗ 2109.

Ремень можно натягивать как со специальным ключом, так и без него. Специальный ключ может заменить отвертка и 2 гвоздя или самореза. Вставляем гвозди в отверстия ролика, между ними просовываем отвертку и крутим против часовой стрелки. Хорошей натяжкой считается момент, когда ремень между шестернями распредвала и коленвала можно скрутить на 90 градусов с небольшим усилием. На заведённом двигателе в этом месте ремень должен идти прямо как струна, без биений. Так же он де должен издавать шумов таких, как скрипов и свистов.

После натяжки ремня прокручиваем коленвал на 2 оборота и смотрим, совпали ли метки на шестернях. Если всё совпало, то собираем оставшееся в обратном порядке.

Я надеюсь в статье «Как поменять ремень грм на ваз 2109» Вы нашли ответы на все интересующие вопросы. Если что-то непонятно — оставляйте ваш вопрос в коментарии.