Проводка ВАЗ 2109 инжектор в помощь при снятии торпеды

Плюсы перехода на инжектор

Положительных моментов при переходе с карбюратора на инжектор довольно много. Главными причинами можно назвать следующие:

  1. Экономия топлива за счёт его подачи непосредственно в цилиндр двигателя.
  2. Повышается мощность мотора, особенно на низких оборотах.
  3. Увеличивается стабильность работы на холостом ходу.
  4. Уменьшаются выбросы углекислого газа в атмосферу при использования 90% всего потенциала топливной смеси.

Инжекторная система считается более современной и экологичной. Она обеспечивает выполнение нормы Евро-2, чем не может похвастаться карбюраторный двигатель. За счёт наличия специального контроллера даже на холодном ходу автомобиль будет легко заводиться и стабильно работать.

Стоит отметить, что инжектор имеет и свои недостатки. Среди них:

  • требовательность к хорошему топливу;
  • более сложная диагностика и обслуживание;
  • высокая стоимость ремонта.

Как переделать: пошаговая инструкция

Перед началом работы хорошо помойте машину и уберите пыль и грязь вокруг двигателя.

  1. В задней части автомобиля снимаем старую карбюраторную топливную систему.
  2. Вытягиваем бензобак и топливные патрубки.
  3. Прикручиваем новый кронштейн и закрепляем с его помощью новые инжекторные магистрали.


Устанавливаем кронштейн на прежнее место и закрепляем магистрали


Закрепляем топливный фильтр со шлангами

  • Закрепляем на инжекторном бензобаке бензонасос.
  • Переходим в моторный отсек и снимаем зажигание.
  • Отсоединяем провода, которые идут от датчиков к косе зажигания.
  • Вытягиваем старый тройник зажигания и устанавливаем вместо него инжекторный тройник. Перед этим полностью сливаем тосол из системы.


    Устанавливаем инжекторный тройник зажигания на место карбюраторного

  • На месте трамблёра делаем заглушку с уплотнителем и обрабатываем её герметиком.
  • Снимаем карбюратор вместе с впускным коллектором.


    Демонтируем старый карбюратор вместе с коллектором

    Заменяем прокладку и монтируем новый инжекторный коллектор.


    Устанавливаем инжекторный коллектор на место карбюраторного

  • Проводим установку форсунок на рампу и закрепляем её на коллекторе.
  • Присоединяем шланги и устанавливаем ресивер.


    Устанавливаем инжекторный ресивер и подключаем к нему шланги

  • Если на вашей модели установлен маслонасос без отливки, то его также нужно сменить.
  • Генератор на девятке подлежит замене, но вот сам шкив подходит для новой системы и его можно оставить.
  • Вместо карбюраторной косы зажигания устанавливаем косу проводки ЭБУ.
  • Подключаем проводку к контроллеру и двигателю.
  • В нашем случае датчик топлива останется прежним, достаточно просто подключить его к новому насосу.
  • Включаем зажигание и проверяем работу бензонасоса. Вся топливная система должна быть герметичной и без протечек.
  • Меняем карбюраторный модуль на инжекторный.


    Снимаем карбюраторный модуль зажигания и на его место ставим инжекторный модуль

  • Устанавливаем новую систему зажигания (свечи и модуль).
  • Устанавливаем воздухофильтр.
  • Высверливаем отверстие для датчика детонации (глубина 16 мм).
  • Запускаем двигатель и проверяем его работы.
  • Прокладываем провода, подключаем приборы

    Проводим подготовительные работы в следующей последовательности:

    • сливаем топливо (облегчаем бак);
    • отсоединяем клеммы и снимаем АКБ;
    • демонтируем трамблёр с элементами;
    • снимаем бензонасос;
    • убираем карбюратор;
    • отсоединяем расположенные под капотом провода зажигания;
    • снимаем топливные трубки;
    • демонтируем бензобак и шланг вакуумного усилителя.
    • кабеля, оставшиеся от реле вентилятора, замыкаем вместе с датчиком включения прибора;
    • монтируем на штатные места предохранители, реле и контроллер;
    • подключаем бензонасос к приборной панели;
    • устанавливаем коллектор.

    Отдельно останавливаемся на топливной системе – это самая сложная операция. Установить все элементы нужно по днищу машины. Особенно трудно протянуть кабель под рулём. Когда всё будет сделано, хорошо закрепите топливные шланги и фильтр. Установите бензобак на штатное место и подключите топливную линию. На этом этапе проведения работ уделите самое пристальное внимание на правильность и надёжность крепления всех патрубков, шлангов и массы. Не стоит спешить. Детально проверьте всё. После установки оборудования устранять недочёты будет невероятно сложно. Убедившись в правильности и надёжности крепления всех элементов, подключайте воздушный фильтр, патрубок и картерные вентиляционные шланги.

    Трудности при переделке

    Так как работа довольно трудоёмкая и занимает немало времени, рекомендуем выполнять действия поэтапно. Важную роль при работе играет качество комплектующих и их сборка. У новичков могут возникнуть трудности с закреплением некоторых элементов, поэтому лучше позвать на помощь знакомого специалиста автосервиса или человека, который менял карбюратор на инжектор ранее.

    Работа по замене карбюратора на инжектор потребует от вас внимательности и аккуратности. Потребуется заменить немало деталей, и сделать это новичку довольно сложно. Но при желании и чётком выполнении инструкций вы сможете выполнить действительно серьёзную модернизацию автомобиля и хорошо сэкономить на услугах автосервиса.

    Карбюраторные моторы морально устарели уже достаточно давно. Но сегодня на наших дорогах не сложно встретить автомобили, оснащенные таким типом двигателя. Модель ВАЗ 2109 исключением не является.

    Имея в распоряжении карбюраторную девятку, можно даже своими силами переделать его в инжекторный автомобиль.

    Прежде чем решиться на такой шаг, обязательно изучите сильные и слабые стороны каждого из типов двигателей, а также определите, в каком режиме вы наиболее активно эксплуатируете свой автомобиль. От этого во многом зависит ваше окончательное решение.

    Карбюратор. Преимущества и недостатки

    Начнем с негативных моментов. К таковым относят:

    • На серийные автомобили такие моторы давно не устанавливают. В Европе и вовсе из-за требований по экологическим нормам карбюраторы входят в черный список. То есть они запрещены, поскольку сильно загрязняют атмосферу;
    • На высоких оборотах возможности мотора существенно падают. Крутящий момент не достигает желаемых показателей. Но на низких оборотах он эффективен и позволяет неплохо разогнаться с места до сотни;
    • При обгонах карбюратор — это мука. Нормально и уверенно обогнать машины проблематично. Особенно, учитывая мощность карбюраторных девяток;
    • Высокие показатели расхода топлива, если сравнивать с инжекторными двигателями. В среднем девятка с карбюратором при нормальном режиме затрачивает около 8,5-9 литров топлива на 100 километров;
    • Управление воздушной заслонкой осуществляется вручную. Исключением являются некоторые версии самых последних образцов, где успели установить автоматические устройства. Некоторые автомобилисты утверждают, что ручное управление заслонкой зимой дает свои плюсы, поскольку позволяет прочувствовать двигатель. Но это могут понять лишь опытные водители.

    Но не будем только о плохом. ВАЗ 2109 с карбюратором имеет также положительные качества:

    • Стоимость карбюратора значительно дешевле, нежели инжекторного двигателя;
    • Обслуживание мотора стоит меньше, да и сами работы выполнить проще при самостоятельном ремонте;
    • Поклонники карбюраторов утверждают, что отсутствие блоков управления, микроконтроллеров — это неоспоримый плюс. Хотя с ним можно поспорить;
    • При выходе из строя мотора даже в 100 километрах от ближайшего населенного пункта или СТО для опытных водителей не проблема, поскольку выполнить ремонт можно даже в полевых условиях. Но тут потребуется наличие соответствующих инструментов и помощи пассажира.

    И еще немного отдельно о Baltic

    Строго говоря, этот автомобиль не является совместным производством. «Лада-Baltic» — совершено отдельная линейка, которая собиралась в Финляндии — европейской стране — для европейского потребителя. ВАЗу пришлось пойти на соглашение после того, как начали снижаться продажи экспортных автомобилей. Качество нашего транспорта далеко не всегда отличалось стабильностью, и проект Baltic родился как раз в момент одного из таких случаев.

    Старым в машине остался разве что внешний вид. В то же время по дизайну иностранца тоже можно отличить. Во-первых, совершенно другие цвета, во-вторых, окраска бамперов, порогов и окантовок стекол в общий тон автомобиля (так выглядели авто класса люкс). В-третьих, именно с этих моделей в Союзе появилась идея использовать цвета металлик. Все цветовые решения этой «Лады» шли из линейки металликов. Можно сказать, в-четвертых, чисто черного цвета в Европе представлено не было. Такие цвета выпускались только для отечественного потребителя. Также интересно заметить, что финны пошли дальше России. В интернете встречаются фотографии машин, выпущенных Финляндией, с другими кузовами.

    Переделка

    Чтобы выполнить своими руками замену карбюратора на инжектор, обязательно вооружитесь следующими компонентами:

    • ГБЦ от ВАЗ 2112 с ресивером и коллекторами;
    • Датчик детонации;
    • Дроссельный патрубок с датчиком положения заслонки;
    • ДМРВ и ряд других элементов.

    Комплект для замены

    Когда все готово, можно приступать к работе.

    1. Демонтируйте старую ГБЦ. Плюс снимите все навесное оборудование в топливном узле, бензобак и систему зажигания.
    2. Снимите генератор, термостат, шкивы и ремни.
    3. Установите новый бензобак с помпой, позаимствованный от донора — инжекторного ВАЗ.
    4. Снимите карбюратор и элементы системы зажигания, которые подлежат замене.
    5. Отсоедините патрубки и шланги системы охлаждения. Здесь полностью новый комплект поставите от инжектора.
    6. Снимите поддон.
    7. Установите новые поршни от инжекторного донора и шатуны на 10. Штатные карбюраторные компоненты не рассчитаны на инжекторную степень сжатия. Плюс там предусматриваются специальные выемки для других клапанов.
    8. Установите новый агрегат с отливом на крышке для ДПКВ, заменив штатный масляный насос. Если получится снять крышку, тогда под замену пойдет только она.
    9. Удалив старые патрубки системы охлаждения, установите новые. Самое правильное решение — заменить весь комплект. Его покупка не особо повлияет на ваш общий бюджет.
    10. Подготовьте все необходимо для монтажа головки на 16 клапанов. Крепежи совпадают, только болты от старой головки длинные и их нужно укоротить. Плюс в новой головке не забудьте сделать отверстие на 12 размер.
    11. Установите новые топливные магистрали от донора.
    12. Соедините с магистралями ваш новый бензобак.
    13. К топливному насосу проведите проводку от блока управления. Регуляторы уровня топлива можно использовать старые, от карбюраторного автомобиля.
    14. Вырежьте в стенке моторного отсека отверстие, через которое будет прокладываться проводка. Так не придется делать штатные провода длиннее.
    15. Установите датчик детонации, просверлив отверстие в блоке и нарезав резьбу на 8 размер.
    16. Обязательно замените водяную помпу, взяв агрегат от донора 2112.
    17. Возьмите новый сапун для вентиляции картера и масляный щуп. Установите их вместо прежних.
    18. Установите новую ГБЦ. Только не забудьте поменять прокладку, которая соответствует уже другой головке.
    19. Установите термостат, позаимствованный у ВАЗ 2112.
    20. Соедините патрубки охлаждающей жидкости.
    21. Снимите заднюю крышку ГРМ и ролики. Демонтируются шкивы от 2112. Ремень обязательно устанавливается в соответствии с метками.
    22. Установите новый генератор вместе с приводом. У нового генератора верхний крепеж останется нетронутым, поскольку он не предусмотрен конструкцией карбюраторного ВАЗ 2109. Потому максимально надежно закрепите пару нижних крепежных болтов.
    23. Расставьте по своим новым местам все датчики.
    24. Посадите крышку клапанов на качественный герметик.
    25. Соберите модуль зажигания, провода, свечи и прочие компоненты.
    26. Установите воздушный фильтр.
    27. Приведите в норму выхлопную систему. Глушитель зачастую оставляют штатный, но резонатор и остальные компоненты берут от донора.
    28. Проводка соединяется с торпедо и замком.
    29. Залейте новое масло, заправьте автомобиль качественным топливом.
    30. Заведите двигатель и выполните пробный заезд.

    Переделываем инжектор в карбюратор

    Начнем с того, что решение поставить карбюратор вместо инжектора не сильно популярно и обычно возникает в том случае, когда с системой питания инжекторного двигателя (бензонасос, форсунки и т.п.), а также самим ЭБУ и датчиками ЭСУД начинаются серьезные проблемы.

    Если неисправности затрагивают сразу несколько дорогостоящих элементов системы, тогда расходы на покупку запчастей могут быть относительно высокими. Другими словами, владелец не хочет менять указанные элементы, предпочитая сразу установить более простую и дешевую в обслуживании и ремонте карбюраторную дозирующую систему.

    • Для установки карбюратора нужно снять инжектор и его элементы, а также поставить впускной коллектор от карбюраторного ДВС.
    • Для переделки мотора не нужно целиком менять ГБЦ, как может показаться на первый взгляд. Единственное, существует вероятность того, что понадобится замена распредвала. Такая замена необходима в случае, если имеется специальный штифт под датчик. В этой ситуации распределительный вал меняют менять на обычный вариант.
    • Работы с системой топливоподачи также в ряде случаев не предполагают замены бензобака. Достаточно отключить штатный электрический топливный насос, после чего устанавливается бензонасос от карбюраторного варианта. Также распространенной практикой является установка электрического насоса низкого давления.
    • Что касается системы зажигания, понадобится трамблер, высоковольтные свечные провода, крепежные элементы и т.д.
    • Также нужно подвести тросики газа и подсоса, а еще выполнить целый ряд других дополнительных работ (манипуляции с системой охлаждения, удаление катализатора из выпускной системы, укладка проводки и т.п.).

    Еще добавим, что общие расходы на такую переделку мотора могут приблизиться к сумме качественного ремонта уже имеющейся инжекторной системы. Также важно учитывать, что после замены инжектора на карбюратор автомобиль станет менее экономичным и экологичным, возможно появление детонации, ТС может заметно потерять в динамике при неправильной настройке карбюратора и т.п.

    Грамотная реализация позволит добиться стабильного искрообразования, а также избежать частых и распространенных проблем со штатной катушкой и целого ряда других неполадок системы зажигания, которые на практике свойственны устаревшим карбюраторным ДВС.

    ВАЗ-2109 и технические характеристики его ДВС

    Давайте рассмотрим характеристики наиболее популярного мотора, который устанавливался на девятку на протяжении более 10 лет. Речь идет о полуторалитровом 8-клапаннном агрегате с карбюраторным типом питания. Все характеристики мы разделим по пунктам:

    1. Количество цилиндров. Их было 4, как и на всех других ДВС девятки.
    2. Диаметр поршня. Для каждого цилиндра он составлял 82 миллиметра.
    3. Порядок работы мотора: 1-3-4-2. Это классическая схема работы всех карбюраторных двигателей.
    4. Степень сжатия — 9.9.
    5. Номинальная мощность мотора. При 5600 оборотах в минуту она составляла пятьдесят одну лошадиную силу. В динамике этот показатель увеличивался до 68 лошадиных сил.
    6. Минимальное количество оборотов, которое может проделать коленчатый вал от 750 до 800.
    7. Ход поршня. На 1.5-литровом моторе данный показатель составлял семьдесят один миллиметр.
    8. Максимальный крутящий момент при 5600 оборотах в минуту — 106,4 Нм.

    Благодаря такому агрегату девятка была одним из первых отечественных авто, которое имело такие превосходные характеристики динамики. Максимальная скорость автомобиля по паспортным данным составляла 148 километров в час. При этом рывок с нуля до сотни оценивался в 14 с лишним секунд. Для авто конца 80-х годов это весьма и весьма хороший динамический показатель. Конечно, сейчас появились более мощные и экономичные аналоги. Однако наши автовладельцы нашли способ возродить старую добрую девятку и усовершенствовать ее сердце по максимуму. Как вы догадались, это тюнинг двигателя. ВАЗ-2109 можно доработать несколькими способами. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

    Совместное предприятие

    Нельзя не упомянуть термин, который часто использовался в те годы. Данные буквы (СП) применялись и на заводе в Тольятти. Так появилась Carlotta — модификация бельгийцев, и 9-ка Baltic — совместное производство с Финляндией. По официальным данным, модифицировалась модель прообраз 93 — 2109, но в те же годы можно было найти и «Карлотту 93» — модифицированную модель, собранную на базе ВАЗ-21093.

    Вот так выглядела «Карлотта». Отличительной особенностью, по которой ее узнавали даже в плотном потоке машин, являются сдвоенные фары. Причем не муляж, как делали некоторые русские умельцы на плоских фарах «Спутника», а именно 2 пары фар, включающихся по отдельности, как на шестерке.

    А вот так выглядит панель у европейской «Лады» (фото выше): другой руль, другая подсветка, другой внешний вид, но основные черты оформления панели у девятого «Спутника» все-таки остаются неизменными.

    Разнообразие вариантов штатной панели приборов ВАЗ 2109

    В 1984 году с конвейера концерна «АвтоВАЗ» сошла первая «восьмерка» – ВАЗ 2108, а вслед за ней в 1987 году – пятидверная «девятка» – ВАЗ 2109. Отличие состояло не только в наличии задней двери этой линейки автомобилей. Конструкторы изменили панель приборов ВАЗ 2109.

    Расположение панели приборов

    Щиток получился достаточно простым, поэтому в нем легко разобраться. Приборы удобно расположены, не перекрывают друг друга, показания легко считываются. Изначально приборная панель имела стандартную форму прямоугольника со слегка закругленными углами. Сглаженные углы и привычные козырьки появились гораздо позже. На ВАЗ 2109 устанавливалось три вида щитков приборов – «низкая», «высокая» и европанель.

    Схема комбинации приборов «высокой» панели с бортовой системой контроля

    Комбинации приборов «высокой» панели и «европанели» оборудованы бортовой системой контроля. Такая комбинация приборов включает в себя: спидометр со счетчиками суточного и общего пройденного пути, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, тахометр, 13 контрольных ламп и блок бортовой системы контроля (БСК).

    Cхема комбинации приборов ВАЗ 2109 с «высокой» панелью с бортовой системой контроля (выпуск до 1996 г.):

    1 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза 2 — тахометр со стабилизатором напряжения 3 — лампа освещения комбинации приборов 4 — указатель температуры 5 — блок управления БСК 6 — указатель уровня топлива 7 — резистор 50 Ом, 5 Вт 8 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы снижения токсичности 9 — контрольная лампа дальнего света фар 10 — контрольная лампа габаритного света 11 — резервная контрольная лампа 12 — контрольная лампа не пристегнутых ремней безопасности 13 — контрольная лампа левых указателей поворота 14 — резистор 470 Ом, 0,25 Вт 15 — электронный вольтметр 16 — контрольная лампа правых указателей поворота 17 — контрольная лампа аварийного давления масла 18 — контрольная лампа резерва топлива 19 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора 20 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы впрыска топлива 21 — контрольная лампа стояночного тормоза Cхема комбинации приборов ВАЗ 2109 с «высокой» панелью с бортовой системой контроля (выпуск после 1996 г.):

    1 — тахометр 2 — лампа освещения комбинации приборов 3 — указатель температуры 4 — блок управления БСК 5 — указатель уровня топлива 6 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы снижения токсичности 7 — контрольная лампа дальнего света фар 8 — контрольная лампа габаритного света 9 — резервная контрольная лампа 10 — контрольная лампа не пристегнутых ремней безопасности 11 — контрольная лампа левых указателей поворота 12 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи 13 — контрольная лампа правых указателей поворота 14 — контрольная лампа аварийного давления масла 15 — контрольная лампа резерва топлива 16 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора 17 — контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы впрыска топлива 18 — контрольная лампа стояночного тормоза В1 — резистор 91 кОм В2 — резистор 50 Ом, 5 Вт Распиновка разъемов комбинации приборов ВАЗ 2109 с бортовой системой контроля

    Особенности европанели

    С 1996 года на ВАЗ 2109 начали устанавливать европанели. Они имеют форму трапеции с сильно закругленными углами, отличаются эргономичностью и, как следствие, привлекательностью. Как и в «высокой» панели, большую часть щитка занимают тахометр и спидометр, все остальные приборы – сигнальные лампы, индикаторы – находятся вокруг них. Счетчики пройденного расстояния заменили электронными указателями.


    Европанель ВАЗ 2109

    Панель приборов VDO

    Светящаяся панель приборов VDO от ВАЗ 2110

    Латвийскую светящуюся комбинацию приборов (КП) я упустил — не купил ее летом 1999 года, когда она стоила 600р. А теперь ситуация с ними довольно напряженная, точнее говоря — «…завоза нет и не предвидится». Говорят, что они бывают в Тольятти, но уже по $80 с датчиком скорости. Дорого…

    Однако на рынках и в магазинах в избытке присутствует комбинация приборов фирмы VDO для авто ВАЗ 2110, модель 2110-3801010-02, которую также ставят на 115 модель ВАЗа. По отношению к «восьмой» панели у нее есть минусы:

    • Не очень подходит по размеру, придется резать козырек торпеды, иначе часть ламп будет видна не полностью;
    • Нет встроенного БСК (бортовой системы контроля);
    • Нужно подобрать датчик уровня топлива с соответствующим сопротивлением, иначе индикатор может «слегка подвирать».

    А в остальном — одни плюсы

    • Все приборы более точны, особенно заметно по датчикам уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости (ОЖ);
    • Спидометр и тахометр расположены по центру, все стрелки управляются шаговыми двигателями — движение стрелок плавное;
    • Лампочка топлива не моргает как сумасшедшая, т.к. ее зажигает электроника, а не контакт в баке;
    • Общий и суточный пробег отображаются на ЖКИ-дисплее — когда машина не заведена, то пробег не виден на панели приборов. Актуально для новых машин.
    • Имеется режим само диагностики — нужно включить зажигание при нажатой кнопке сброса счетчика суточного пробега.

    Еще один плюс: становится ненужным тросик спидометра, который частенько издает разнообразные звуки — то щелкает, то цокает… Правда, пришлось покупать еще и ДС (датчик скорости, так как у меня машина карбюраторная). Датчик нужно брать только с железным штырьком и разъемом, идентичным разъему датчика Холла — для него проще и гораздо дешевле купить фишку.

    Инструкция по монтажу и ремонту

    Если вы столкнулись с проблемой выхода из строя приборной панели транспортного средства ВАЗ 2109, то наиболее оптимальным вариантом будет замена щитка своими руками. Чтобы правильно произвести замену, вам потребуется инструкция по демонтажу и установке щитка, которая приведена ниже. Для выполнения этих действий вам потребуется только отвертки — с плоским и крестовым наконечником. Инструкция приведена на примере низкого щитка, но в целом она идентичная и для остальных вариантов приборных щитков. Не забудьте отключить аккумулятор!


    Открутите винты козырька щитка.


    Отсоедините тросик спидометра.


    Отключите шланг эконометра.

    1. В первую очередь необходимо обесточить систему, для этого отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи.
    2. С помощью крестовой отвертки открутите пластиковую облицовку вокруг руля. Его можно и не снимать, но это желательно сделать для большего удобства.
    3. Также можно отсоединить подрулевые переключатели — для этого просто отключается жгут проводов.
    4. Используя крестовую отвертку, выкрутите два небольших винтика фиксации козырька приборной панели, демонтируйте этот элемент.
    5. После этих действий можно сжать пружинки и извлечь электронный щиток из центральной консоли.
    6. Следующим этапом будет отсоединение тросика спидометра. Необходимо быть наиболее аккуратным при демонтаже, чтобы не повредить трос, особенно, если он старый. В противном случае необходимо будет произвести его замену.
    7. Далее, отключите белый выход и демонтируйте шланг эконометра.
    8. Затем от спидометра следует отсоединить тросик сброса данных суточного пробега авто.
    9. Завершающим этапом будет отсоединение красного разъема и демонтаж самого щитка. Производится замена и установка новой панели, после чего дальнейшая сборка осуществляется в обратном порядке.

    Как видите, процедура замены щитка приборов не особо сложная — достаточно все сделать в соответствии с инструкцией и проблем в дальнейшей эксплуатации устройства не возникнет.

    Полная схема

    1 – блок-фара; 2 – моторедуктор очистителя фары*; 3 – выключатель подкапотной лампы; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 – генератор; 8 – электромагнитный клапан включения омыва фар*; 9 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла* (на ВАЗ-21099 не устанавливается); 10 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 11 – электродвигатель омывателя стекол; 12 – датчик контрольной лампы давления масла; 13 – электромагнитный клапан карбюратора; 14 – концевой выключатель карбюратора; 15 – свечи зажигания; 16 – штепсельная розетка для переносной лампы; 17 – подкапотная лампа; 18 – датчик-распределитель зажигания; 19 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 20 – моторедуктор очистителя ветрового стекла; 21 – коммутатор; 22 – катушка зажигания; 23 – стартер; 24 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра**; 25 – колодка диагностики**; 26 – реле включения стартера; 27 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 28 – выключатель света заднего хода; 29 – аккумуляторная батарея; 30 – датчик уровня тормозной жидкости; 31 – монтажный блок; 32 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 33 – выключатель стоп-сигнала; 34 – лампа освещения вещевого ящика; 35 – электродвигатель вентилятора отопителя; 36 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 37 – переключатель вентилятора отопителя; 38 – лампа подсветки рычагов отопителя; 39 – прикуриватель; 40 – выключатель обогрева заднего стекла; 41 – выключатель заднего противотуманного света; 42 – предохранитель цепи противотуманного света; 43 – выключатель аварийной сигнализации; 44 – выключатель наружного освещения; 45 – реле зажигания; 46 – выключатель зажигания; 47 – подрулевой переключатель; 48 – выключатель освещения приборов; 49 – боковой указатель поворота; 50 – выключатель плафона на стойке передней двери; 51 – выключатель плафона на стойке задней двери (на ВАЗ-2108 и ВАЗ-21083 – не устанавливались); 52 – плафон; 53 – колодки для подключения к плафону индивидуального освещения салона; 54 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 55 – контрольная лампа указателей поворота; 56 – контрольная лампа наружного освещения; 57 – контрольная лампа заднего противотуманного света; 58 – резервная контрольная лампа; 59 – контрольная лампа дальнего света фар; 60 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; 61 – спидометр; 62 – комбинация приборов; 63 – лампы освещения комбинации приборов; 64 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 65 – вольтметр; 66 – указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва; 67 – эконометр; 68 – лампа табло «STOP»; 69 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 70 – контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 71 – контрольная лампа аварийной сигнализации; 72 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 73 – контрольная лампа стояночного тормоза; 74 – контрольная лампа давления масла; 75 – задний фонарь; 76 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 77 – колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 78 – фонари освещения номерного знака; 79 – моторедуктор очистителя заднего стекла* (на ВАЗ-21099 не устанавливались)

    Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

    Схема «высокой» панели приборов

    Здесь представлена откорректированная проверенная схема «высокой» панели приборов. На других сайтах очень часто встречается схема, на которой отсутствует несколько резисторов в обвязке указателей температуры и уровня топлива. Эти резисторы необязательно будут во всех панелях — производитель может допускать варианты, в т.ч. при настройке конкретных экземпляров.

    1. Тахометр 2. Лампы освещения комбинации приборов 3. Указатель температуры 4. БСК 5. Указатель уровня топлива 6. Контрольная лампа «Check Engine» для системы снижения токсичности 7. Контрольная лампа дальнего света 8. Контрольная лампа габаритного света 9. Резервная контрольная лампа 10. Контрольная лампа ремней безопасности 11. Контрольная лампа левых указателей поворота 12. Контрольная лампа заряда аккумулятора 13. Контрольная лампа правых указателей поворота 14. Контрольная лампа аварийного давления масла 15. Контрольная лампа резерва топлива 16. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора 17. Контрольная лампа «Check Engine» для системы впрыска топлива 18. Контрольная лампа стояночного тормоза

    Резистор R2 бывает один на 50 Ом, а бывает 3 параллельно по 150 Ом или 2 параллельно по 100 Ом. Применение нескольких резисторов имеет целью снижение мощности, рассеиваемой на каждом из резисторов. Это разумно сделать при профилактике или ремонте панели, причем лучше поставить 4 резистора по 200 Ом мощностью 2-3 Вт. Вероятно, данный резистор нужен для случая обрыва обмотки возбуждения или провода, идущего к ней. В остальных случаях он не используется. Обычно сильно греется.

    Электросхема приборов на панели

    У Ваз 2109 электрические схемы размещены методом печатного монтажа на плате, которая закреплена пружинами с защелками на задней стенке корпуса панели. Три группы штекеров можно условно разделить на:

    • БСК;
    • освещение, габариты;
    • характеристики работы узлов.

    Условная нумерация гнезд отличается от стандартного расположения. Верхний штекер имеет номер 1, затем идет продолжение нумерации вниз по правой стороне, продолжаются цифры сверху по левой стороне. Клеммы БСК имеют горизонтальное положение и нумерацию слева направо, 2-5 верхний ряд, 6-9 нижний.

    В приборных схемах с евровариантом торпеды и высокой, блоки разъемов располагаются горизонтально. Если смотреть от багажника, то вверху БСК, справа 13 гнезд освещения, слева показатели работы узлов.

    Бортовая система контроля

    БСК создана на автомобилях с высокой модификацией торпеды и вариантом евро. Помогает во время движение контролировать состояние тормозных колодок и уровни жидкости в узлах. На панель выведены датчики уровня:

    • тормозной жидкости;
    • масла;
    • охлаждающей жидкости;
    • омывающей.

    Кроме этого реле контроля рабочего состояния ламп и датчик, показывающий степень износа накладок на тормозных колодках. В нормальном состоянии индикаторы не светятся и не привлекают к себе внимание.

    Все лампочки БСК загораются в момент включение зажигания на несколько секунд и гаснут. Во время движения они начинают светиться, когда контролируемый элемент приближается к критическому уровню, точнее минимальному для нормальной работы конкретного узла. Меры надо принимать незамедлительно, поскольку запас на сигнал лампы приборной доски не предусмотрен.

    Бортовая система контроля значительно упрощает обслуживание автомобиля, особенно на дальних маршрутах и предупреждает о возникновении критической ситуации. Но она не исключает необходимость проверки уровней масла и тормозной жидкости перед выездом из гаража, регулярной профилактики тормозов и смены накладок до того, как они сотрутся.

    Модифицирование козырька

    Как было отмечено в начале статьи, штатный козырек на ВАЗ-2109 не подходит под приборную панель ВАЗ-2110, а потому придется его усовершенствовать. На фото ниже представляем наглядный пример того, как с помощью эпоксидки, подрезания и специальных других “индивидуальных” средств, можно получить необходимую конфигурацию окошка. В конце достаточно покрасить козырек в черный цвет и все будет выглядеть так, словно это стандартный козырек.

    А вот так выглядит готовый вариант:

    Согласитесь, что такой щиток с приборами выглядит куда более приятно. В ночное время суток, с включенной подсветкой получаем такой вид:

    Скорость движения

    Прибор скорости движения – спидометр, относится к наиболее важным показателям. Кроме скорости движения, он показывает и пройденный путь. На моделях выпуска до 1995 года это в основном только общее значение пробега. Более поздние модели имеют счетчик длины суточного пути и кнопку, позволяющую обнулять его.

    При возникновении сбоев в работе спидометра, следует проверить крепления и состояние гибкого вала. Обратите внимание на изгибы, радиус которых должен быть более 10 мм. Замените трос привода, если это не помогло, то требуется установка нового спидометра. Цена услуг в салоне за данный ремонт небольшая, поэтому лучше сразу обратиться к специалистам.

    ↑ Положения ключа зажигания в замке

    В замке зажигания ключ может занимать следующие положения:

    • 0 — все потребители выключены. Ключ не вынимается. Рулевое управление не заперто;
    • I — включено зажигание. Ключ не вынимается. Рулевое управление не заперто;
    • II — включено зажигание и стартер. Ключ поворачивается до отказа по часовой стрелке, преодолевая усилие пружины. Рулевое управление не заперто. В таком положении ключ не фиксируется — для работы стартера его надо удерживать рукой. Сразу после пуска двигателя ключ следует отпустить, и он под действием возвратной пружины вернется в положение I. В выключатель зажигания встроено устройство блокировки, которое не даст включить стартер при работающем двигателе. Вы можете опять повернуть ключ в положение II лишь после того, как вернете ключ в положение 0;
    • III — зажигание выключено. Ключ вынимается. При вынутом ключе рулевое управление заперто. Чтобы выключить противоугонное устройство, вставьте ключ в выключатель зажигания и, слегка поворачивая рулевое колесо вправо-влево, поверните ключ в положение 0.