Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Исаак Ильич Левитан — мастер натюрмортного жанра

Автопортрет. (1885 год). Художник Исаак Левитан.

Оказывается, великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан (1861—1900) оставил в своем творческом наследии не только свои знаменитые пейзажи, но и удивительные цветочные натюрморты, которые потрясают зрителя своей изысканностью, простотой и натуральностью. Невзирая на их немногочисленность(их количество составляет около трех десятков), они невероятно ценны — как произведения живописного искусства, созданные в эпоху русского передвижничества.

 Лесные фиалки и незабудки. (1989 год). Холст, масло. 49х35. Третьяковская галерея. Художник Исаак Левитан.

Что любопытно, в те годы известные маститые художники натюрмортной живописью практически не увлекались. Натюрморт, как отдельный жанр, практически был уделом салонной, а зачастую рыночной живописи. Именно поэтому, натюрморты Левитана на фоне весьма слабого развития этого жанра в России во второй половине 19 века невероятно интересны и имеют весомую художественную ценность.

Васильки. (1994 год). Бумага, пастель. Художник Исаак Левитан.

На полотнах художника мы видим скромные букеты полевых цветов, а также гроздья сирени, написанные с удивительной нежностью и теплотой. Складывается впечатление, что в простых по сюжету и композиции натюрмортах воссоздана сама стихия цветения жизни на земле.

Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия. Мастерская художника после лесных пленэров превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами», — говорил мастер.

«Одуванчики». (1989 год.) Холст, масло. 59х42,5. Художник Исаак Левитан.

Свой первый натюрморт — «Одуванчики», который стал самым известным, Левитан написал в 1889 году. В то время он жил в Плесе, небольшом тихом местечке на Волге, вместе со своей ученицей Софьей Кувшинниковой. Возвращаясь с прогулок или же пленэров, они приносили букеты разных цветов и за несколько часов создавали очаровательные цветочные натюрморты.

А однажды художник бережно принес в мастерскую охапку почти отцветших одуванчиков. Ярко-желтые лепестки этих солнечных цветов практически уже осыпались, остался лишь легкий пушистый ореол вокруг головок, вот-вот готовый слететь с них. Буквально очарованный этими хрупкими цветами, вернее тем, что от них осталось, Левитан вдохновился и создал потрясающий живописный букет, поместив его в обычном глиняном кувшине, громоздкость которого лишний раз подчеркнула утонченность и хрупкость чуда, созданного природой.

 «Ненюфары» (Водяные лилии). Художник Исаак Левитан.

А на полотне «Ненюфары» Левитан буквально крупным планом «запортретировал» водяные лилии, плавающие на поверхности воды, тонкие ножки которых уходят в темную прозрачную глубь. Поистине потрясающая работа мастера.

Белая сирень. Этюд. Бумага, пастель. Художник Исаак Левитан.

Левитан разговаривал с природой на одном языке, и она отвечала ему своей трепетной и нежной любовью. Современники художника вспоминали: когда уходил из жизни, исстрадавшийся из-за смертельной болезни Исаак Ильич, природа будто устроила прощание с живописцем, воспевавшим ее. В тот год в садах во второй раз — только уже летом, расцвела сирень. И, глядя на это чудо из окна своей комнаты, Левитан признался: «Я много выстрадал, многое постиг и многому научился, благодаря природе».

 Сирень. (1993 год). Бумага, пастель. 59 х 48. Художник Исаак Левитан.

Любопытства ради, вы можете также ознакомиться с малоизвестными пейзажами великого русского пейзажиста Исаака Левитана в нашем обзоре.

Борис Михайлович Кустодиев — портретист

Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет.

Весь мир знает Кустодиева, как певца веселых народных гуляний, праздничных ярмарок, сценок из провинциальной жизни русского народа, одним словом — всего того, что стало фирменным стилем этого художника, его авторской тематикой в живописи. Но, Борис Михайлович совершенно мало известен широкому кругу зрителей, как Кустодиев-портретист.

И это, невзирая на то, что писал он портреты всю свою жизнь. На них — и близкие люди, и ученые, и писатели, и артисты. Фактически весь «Серебряный век» русской культуры в лицах нашел свое отражение в портретной живописи художника.

Портрет Е.Е.Лансере. (1913 год)./ «Портрет госпожи Т.» (Марии Ивановны Тарлецкой). (1912 год). Художник Борис Кустодиев.

Что любопытно, в большинстве своем портреты кисти великого Кустодиева выполнены в классической манере, в особенности в ранний период его творчества. Они совершенно не соответствуют знакомой всем манере живописца. Позже, спустя годы, мастер начал использовать в портретной живописи свой фирменный яркий колорит, свойственный для русского лубка.

Тем не менее, даже эти портреты, отличающиеся оригинальностью, написаны легко и свободно, а портретируемые персонажи на полотнах художника весьма натуралистичны и узнаваемы. (Вспомнить хотя бы самый знаменитый портрет Федора Шаляпина на фоне заснеженного города).

Портрет И.Я.Билибина. (1901 год). Художник Борис Кустодиев.

«Похожий портрет — это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности», — говорим мастер.

 Портрет композитора Д.В.Морозова. (1919 год). / Портрет И.Е.Репина. Этюд. (1902 год ). Художник Борис Кустодиев.

 Портрет М.А.Волошина (1924 год). Художник Борис Кустодиев.

Портрет Любови Борисовны Боргман. (1915 год). / Портрет Р.И.Нотгафт. (1914 год). Художник Борис Кустодиев.

В каждой своей работе Кустодиев ярко и мастерски передал характерные особенности изображаемых им людей. Стоит также упомянуть, что многие из них написаны по памяти — по причине того, что художник страдал тяжелым физическим недугом и не мог выходить из дома. А специально оборудованная для него комната-студия не позволяла приглашать моделей для позирования в силу своей малогабаритности.

Портрет профессоров П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова. (1921 год.) Художник Борис Кустодиев.

Если вспомнить историю, то нужно отметить, что период творчества Бориса Михайловича в последние годы его жизни пришелся на трудное для России время, когда художник, лишенный возможности передвигаться, претерпевая страшные боли и страдания, вынужден был голодать и испытывать нужду даже в малом. Но, невзирая ни на что, он до последнего вздоха оставался по-настоящему жизнелюбивым и ярким живописцем своего времени.

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского. (1922 год). Художник Борис Кустодиев.

Восхитительные зимние пейзажи Бориса Кустодиева в стиле русского лубка вы можете посмотреть в нашем обзоре.

Айвазовский — мастер зимних пейзажей

Автопортрет. 1881 год. И.К.Айвазовский.

У многих из нас имя гения русской марины ассоциируется лишь с морскими пейзажами, которым Айвазовский посвятил всю свою жизнь. Однако не многим известно, что писал он и удивительно волшебные зимние пейзажи. К слову, картины на эту тематику в наследии художника представляют собой большую ценность, ввиду их малочисленности.

Исаакиевский собор в морозный день.(1891). Автор. И.К.Айвазовский.

Глядя на подборку этих уникальных работ, понимаешь, что Айвазовский — настоящий мастер своего дела. Он с помощью умелого подбора цветовой гаммы сумел передать особую красоту зимы. Используя в своих работах все оттенки белого, серого, голубого, розоватого и даже черного, художник передал особое очарование природы и звенящую тишину. Его полотна невероятно живы. Кажется, еще мгновение, и мы почувствуем дуновение зимнего ветра, услышим шорохи леса и ощутим на себе прохладу от тающей снежинки.

Раздача продовольствия. 1892 г. Автор: И.К.Айвазовский.

(1857). Автор. И.К.Айвазовский.» title=»Зимний обоз в пути.
(1857). Автор. И.К.Айвазовский.» border=0 vspace=5>

Без преувеличения можно сказать, что каждый пейзаж Ивана Константиновича, будь-то маринистический или ландшафтный – это настоящее открытие красоты русской природы и ее завораживающих стихий.

Зимний пейзаж. (1876). Автор. И.К.Айвазовский.

В продолжение темы о великом русском мастере марины, читайте: Как Айвазовский стал первым русским художником в Лувре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)

  • Айвазовский биография
  • Все картины
  • Русский музей
  • Третьяковкая галерея
  • 9 вал
  • Волна
  • Всемирный потоп
  • Зимний пейзаж
  • Лунная ночь
  • Портреты Айвазовского
  • Море
  • Бриг Меркурий
  • Ледяные горы
  • Радуга
  • Сотворение мира
  • Черное море
  • Пушкин и Айвазовский
  • Ночные пейзажи

Пушкин и Айвазовский

Студенческие годы Айвазовского в Санкт-Петербурге совпали во многом с противоречивым этапом в российской истории. С одной стороны, это был период суровой тирании и политического застоя при правлении царя Николая I, с другой стороны, художник был свидетелем большого расцвета русской культуры после наполеоновской войны 1812 г. Это была эпоха Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки.

Пушкин и Айвазовский встретились и были представлены друг другу на выставке Академии 1836 года. Всю свою жизнь художник почитает поэта. Несколько раз он писал Пушкина, стоящего на берегу моря. Лучшая из этих картин была написана совместно с И. Е. Репиным в 1877 году.

Айвазовский и Пушкин – два алмаза русской земли.

Прощание Пушкина с морем

Если говорить о размере картины, можно сказать, что она очень большая. Но, с другой стороны, мы должны отметить, что выдающийся русский художник И. Айвазовский использовал такой размер, чтобы показать нам, красоту и широту Черное море. Это иллюстрация моря была возможна с помощью размера холста. Картина не только представляет само море, но высокая, тонкая, одинокая фигура Пушкина добавляет драматизм пейзажу. Драма показана также, при помощи бури в море на картинке.

Заявление художника: очень трудно ответить этот вопрос, достиг ли своей цели Айвазовский или нет, создав рисунок этого пейзажа, но ясно, что картина скрывает в себе душу художника.

На картинке состояние передается не только черным цветом моря, есть буря. Именно поэтому мы можем сказать, что художник использовал такое название не только, чтобы нарисовать Черное море, но чтобы показать нам темноту в бурном море, и в эту бушующую темноту попадает одинокий Пушкин.

Айвазовский «Прощание Пушкина с морем» считал одной из лучших картин, посвященный гению.

Морской пейзаж в плохую погоду интригует, огромные каменные глыбы выступают на первый план. Средь них Пушкин, с торжественным выражением лица, в твердой позе, держа в правой руке шляпу, как бы говорит: вот я открыт, я не страшусь бури, я торжествую.

Картина создает эмоциональную реакцию: общее настроение картины загадочное, похоже, что — то появится из воды. Есть ощущение, что буря заодно с небом: оттенки моря передаются небу, волны перекликаются с тучами.

Репин и Айвазовский изобразили Пушкина у моря мастерски. На картине три элемента: море, небо, Пушкин. Каменные глыбы – это опора Пушкина. То на чем держится весь его мир. На это указывает и положение ног, и рука, опирающаяся о глыбу. Море темное, черное. Этот цвет передается небу. Море и небо заодно. Основное внимание картины захватывает Пушкин. Он в центре. Он безмятежен, бесстрашен, открыт, непобедим.

Полотно, масляные краски, карандаши и воображение художника были использованы для создания картины. Авторы сделали все лучшее, что было возможно представленным выбором среды.

Цвет использован реально (черное море, в белой пене волны и серое небо) и нужен для передачи эмоций. Черный цвет моря и неба символизирует проблемы и приходящие несчастья, серое небо дает спасительную возможность воли Божьей. Цвета прохладные, они устраивают тему.

А. С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897 год.

Пушкин на берегу Черного моря

Картины были написаны «Пушкин на берегу Черного моря» 1887, 1897г.

Обе картины отражают влюбленность Пушкина в эту стихию. Он с ней живет, он мыслит, он мечтает, в раздумье.

На картине «Пушкин на берегу Черного моря» 1887 море не спокойно, но это не буря, это не несчастья, которые оно несет в картине «Прощание Пушкина с морем». Это творчество, порывы мысли, эмоции, чувства души поэта. Различные цвета, в которые раскрашена стихия, также наталкивают на мысль о богатом внутреннем мире Пушкина. В его душе, мыслях переливается различными красками и оттенками творчество. Айвазовский изобразил Пушкина у моря необыкновенно.

Небо едино с морем, едино с поэтом. Краски светлее, но все оттеки моря присутствуют. Темно синий цвет, как высота и глубина космоса, светлый зеленовато-серый, как символ надежды, открытой в будущее, розовый рассвет и торжественные розово-белые облака.

Горы – могучие твердыми. Но они не восстают против гения, они с ним заодно. Озаренные розовым оттенком с права и сливающиеся с тоном моря снизу картины.

Пушкин на берегу Чрного моря. 1887 год.

И сам гений лежит на камне. В глазах его творчество, вдохновение, страсть. Они устремлены в морскую даль. Он единое целое с этим огромным миром. Стихия в нем, и он в стихии. Можно предположить — море было вдохновляющей силой для гения. Айвазовский в картине «Пушкин на берегу Черного моря» прочувствовал это и мастерски передал на полотне.

«Пушкин на берегу Черного моря» 1897г. — здесь Пушкин на первом плане. Он стоит во весь рост. Улыбающееся выражение лица, спокойное, дружественное, но не обыкновенное. Во взгляде есть загадочность, глубина, в улыбке – доброта, открытость. У него любовные отношения с морем: искренние, ответные. Невозможно описать эту любовь, но не сказать о ней тоже нельзя. Стихийная глубокая творческая любовь к стихии.

Пушкин стоит в расслабленно — напряженной позе. Он как бы ведет творческий диалог с любимой. Одна нога согнута в колене опирается о камень, другая твердо стоит на камне. Лазурное чистое светлое море лишь облизывает носок его ботинка. Но даже в этом отрывке оно величественно.

Айвазовский при написании картины «Пушкин на берегу Черного моря» использовал необыкновенные оттенки. Цвета подобранные для написания полотна изумительны: море лазурного светлого тона, с белым окаймлением волн, белой пеной; тот же тон в небесах, этот тон переходит в более темный зеленоватый оттенок мха на скалах; зеленоватый смешивается с коричневым; коричневый переходит в светло-коричневый тон скал. Важно, что брюки Пушкина светлого коричневого цвета. Какая гармония, какое единство и великолепие. А люди, гуляющие, где-то далеко. Черное манто контрастно выделяется на фоне теплых красок, но ведь Он гений. Это звезда воссияла на фоне серой жизни.

А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 год.

А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца

«А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» была написана Айвазовским в 1899. Это еще один шедевр мастера кисти. Огромные горы, морская стихия и солнце. Пушкин лишь часть этого огромного мира. Он снимает шляпу.

Художник Айвазовский и Пушкин изображенный на Ай Петри восхищаются природой.

Необыкновенно изображены деревья, переходящие дальше в лес. Видны силуэты стволов и крон деревьев, стоящих ближе, но они как — будто в тумане, идущем с гор. Лишь два одиноких дерева, у которых остановился Пушкин, озаренные жаром рассвета, четко видны. Скалы мягкие, будто воздушные. Нет крутых обрывов, острых углов, все округлое. Море несравнимо в своем великолепии. Огромные волны вдали, и тишь да гладь у берега. Небо! Вот Оно – восхитительное небо! И чудо восходящего солнца.

Пушкин поражен этой могущественной красотой. Его друг будто не видит ее, он даже и не смотрит. Лошадь его серовато-коричневого цвета, возможно, как и его душа. Поэт верхом на белом жеребце заворожено глядит в величие природы.

Цвета и тона необыкновенные, и опять все сливается, перетекает, все едино. В голубой, серый, белый, зеленый оттенки окрашены скалы и море. Они присутствуют и по краям неба. Солнце яркое желтое. Оно уже поднялось. Солнечная дорога простирается к берегу. Может она указывает путь, по которому должно идти человечество – к солнцу, к свету. Выделяется, но гармонично вписываются в окружающий пейзаж зеленый и коричнево – алый цвет деревьев на переднем плане.

Когда Айвазовский и Пушкин взобрались на вершину Ай Петри, они были ошеломлены величием природы.

В музей Пушкина Айвазовский подарил уникальные картины. Ведь музей Пушкина включает себя не только место где жил гений, предметы интерьера, которыми он пользовался, музей – это все его творчество, все, что его окружало, все что было создано в его честь, славу.