Помпа дополнительная ваз 2121

Flanger 24 дек 2011, 09:27

Аватара пользователя
Flanger Еще не выбрал себе звание Возраст: 36 Сообщения: 5747 Зарегистрирован: 14 янв 2008, 21:10 Откуда: Томск, Лагерный сад Авто: Opel Monterey 3.2 V6 33″MT. Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

Никитос 24 дек 2011, 11:17

Аватара пользователя
Никитос Меня не перефлудишь Возраст: 32 Сообщения: 1724 Зарегистрирован: 18 янв 2010, 19:44 Откуда: Северск Авто: Черныш Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

игоръ 24 дек 2011, 15:08

Аватара пользователя
игоръ Старый флудер Возраст: 57 Сообщения: 579 Зарегистрирован: 10 фев 2008, 20:46 Откуда: Просторный Авто: Шевик

Дополнительная эл. помпа

лимон 24 дек 2011, 16:16

Дополнительная эл. помпа

obyx-off 24 дек 2011, 22:08

Аватара пользователя
obyx-off Начинающий флудер Возраст: 37 Сообщения: 202 Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 00:59 Откуда: нефтекамск РБашкортостанн. Авто: нива 21213 ToyoTa Highlander ваз2114 Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

игоръ 25 дек 2011, 23:40

Аватара пользователя
игоръ Старый флудер Возраст: 57 Сообщения: 579 Зарегистрирован: 10 фев 2008, 20:46 Откуда: Просторный Авто: Шевик

Дополнительная эл. помпа

игоръ 25 дек 2011, 23:46

Аватара пользователя
игоръ Старый флудер Возраст: 57 Сообщения: 579 Зарегистрирован: 10 фев 2008, 20:46 Откуда: Просторный Авто: Шевик

Дополнительная эл. помпа

obyx-off 26 дек 2011, 00:09

Аватара пользователя
obyx-off Начинающий флудер Возраст: 37 Сообщения: 202 Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 00:59 Откуда: нефтекамск РБашкортостанн. Авто: нива 21213 ToyoTa Highlander ваз2114 Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

Builder 26 дек 2011, 09:53

Аватара пользователя
Builder Читатель Возраст: 37 Сообщения: 63 Зарегистрирован: 09 апр 2008, 14:31 Откуда: Застенки гестапо Авто: Пузотера Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

игоръ 26 дек 2011, 10:03

Аватара пользователя
игоръ Старый флудер Возраст: 57 Сообщения: 579 Зарегистрирован: 10 фев 2008, 20:46 Откуда: Просторный Авто: Шевик

Дополнительная эл. помпа

obyx-off 26 дек 2011, 13:50

Аватара пользователя
obyx-off Начинающий флудер Возраст: 37 Сообщения: 202 Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 00:59 Откуда: нефтекамск РБашкортостанн. Авто: нива 21213 ToyoTa Highlander ваз2114 Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

игоръ 26 дек 2011, 15:03

Аватара пользователя
игоръ Старый флудер Возраст: 57 Сообщения: 579 Зарегистрирован: 10 фев 2008, 20:46 Откуда: Просторный Авто: Шевик

Дополнительная эл. помпа

obyx-off 26 дек 2011, 20:37

Аватара пользователя
obyx-off Начинающий флудер Возраст: 37 Сообщения: 202 Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 00:59 Откуда: нефтекамск РБашкортостанн. Авто: нива 21213 ToyoTa Highlander ваз2114 Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

Builder 26 дек 2011, 20:43

Аватара пользователя
Builder Читатель Возраст: 37 Сообщения: 63 Зарегистрирован: 09 апр 2008, 14:31 Откуда: Застенки гестапо Авто: Пузотера Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

obyx-off 26 дек 2011, 20:48

Аватара пользователя
obyx-off Начинающий флудер Возраст: 37 Сообщения: 202 Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 00:59 Откуда: нефтекамск РБашкортостанн. Авто: нива 21213 ToyoTa Highlander ваз2114 Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

Builder 26 дек 2011, 21:26

Аватара пользователя
Builder Читатель Возраст: 37 Сообщения: 63 Зарегистрирован: 09 апр 2008, 14:31 Откуда: Застенки гестапо Авто: Пузотера Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

ale 27 дек 2011, 11:16

Аватара пользователя
ale Бальшой сторожила Возраст: 40 Сообщения: 30661 Зарегистрирован: 14 янв 2008, 13:50 Откуда: г. Томск, Академгородок-Авангард Авто: Hilux Surf SSR-G 98 г.в. Нива 213-ая 95-го г.в. Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

obyx-off 27 дек 2011, 11:30

Аватара пользователя
obyx-off Начинающий флудер Возраст: 37 Сообщения: 202 Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 00:59 Откуда: нефтекамск РБашкортостанн. Авто: нива 21213 ToyoTa Highlander ваз2114 Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

farwork 30 дек 2011, 12:00

Аватара пользователя
farwork Начинающий флудер Сообщения: 270 Зарегистрирован: 28 ноя 2010, 19:34 Откуда: Кожевниково Авто: Ларгус Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

spoon 21 янв 2012, 20:42

Аватара пользователя
spoon Неисправимый флудер Возраст: 42 Сообщения: 857 Зарегистрирован: 23 мар 2008, 15:18 Откуда: Санкт-Петербург — Северск Авто: VAZ-2121S, VAZ-2114 Пол: Мужской

Дополнительная эл. помпа

лимон 21 янв 2012, 20:46

Дополнительная эл. помпа

spoon 21 янв 2012, 20:50

Аватара пользователя
spoon Неисправимый флудер Возраст: 42 Сообщения: 857 Зарегистрирован: 23 мар 2008, 15:18 Откуда: Санкт-Петербург — Северск Авто: VAZ-2121S, VAZ-2114 Пол: Мужской

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.

Назначение помпы

Силовой агрегат любого автомобиля и входящие в него его узлы в процессе работы сильно нагревается. Больше других это касается камеры сгорания, головки блока цилиндров и поршневой группы. Для поддержания рабочей температуры около 90°С конструкцией двигателя предусмотрена система охлаждения. В рамках этой системы помпа (водяной насос) обеспечивает циркуляцию антифриза по охлаждающей рубашке мотора, снижая тем самым его температуру до рабочего уровня.

Устройство помпы

Водяной насос имеет несложное устройство

Если водяной насос выйдет из строя и принудительная циркуляция прекратится, то возникнет перегрев двигателя. Алюминиевые поршни расширятся внутри стальных гильз и на первом этапе сильно поцарапают шлифованные стенки. При худшем раскладе поршни заклинят, отчего согнутся шатуны, а мотор придётся капитально ремонтировать.

Помпа ВАЗ 2121 — это отдельный агрегат, состоящий из корпуса на фланце с установленным внутри валом. На валу находится крыльчатка для перекачивания охлаждающей жидкости (ОЖ) и посадочное крепление для шкива. Вращается вал на двух подшипниках, защищённых изнутри сальником, предотвращающим вытекание ОЖ.

В автомобиле ВАЗ 2121 водяной насос расположен на передней части двигателя над шкивами коленчатого вала и генератора. К блоку цилиндров он прикреплён не напрямую, а через дополнительный корпус. Чаще всего выходит из строя и подлежит замене вал с крыльчаткой, а корпус остаётся на месте.

Система охлаждения двигателя

Вал водяного насоса вращается с помощью ремня генератора

Диагностика неисправностей

Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

Признаки этих неисправностей следующие.

  1. В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
  2. На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой.

Проверка люфта вала помпы

Люфт вала ощущается при качании шкива рукой

Разломившийся вал помпы

При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.

Помпа с разбитым корпусом

Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

Видео: диагностика неисправностей и ремонт помпы

Замена водяного насоса

Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.

  1. Приобретение нового насоса.
  2. Подготовка инструментов и рабочего места.
  3. Разборка узла и демонтаж старого насоса.
  4. Установка нового насоса и проверка его работоспособности.

Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.

Выбор помпы

Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:

  • TZA;
  • Fenox;
  • Hepu;
  • Luzar.

Крыльчатка водяного насоса

Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна

Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик — материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии. Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже.

При покупке внимательно изучайте упаковку и товарные знаки, сделанные на элементах агрегата способом литья, тиснения либо лазерной гравировки. На бумажной пломбе, заклеивающей крышку упаковки, должен быть нанесён штрихкод и каталожный номер детали 2123–1307011–75.

Оригинальная помпа ВАЗ 2121

Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе

На автомобили ВАЗ 21213—21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.

Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.

Видео: выбор водяного насоса для ВАЗ 2121

Необходимые инструменты

Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы — благодаря высокому клиренсу автомобиля.

Болт крепления генератора

Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления

Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:

  • плоская и крестообразная отвёртки;
  • монтировка с концом в виде лопатки;
  • стандартные наборы накидных ключей и головок с воротком, оснащённым трещоткой;
  • короткий шланг и ёмкость для слива антифриза (таз или пластиковая канистра с отрезанной боковиной);
  • ветошь, перчатки;
  • высокотемпературный герметик;
  • литровая ёмкость с антифризом антифриза.

Инструменты для замены помпы

Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов, защитные перчатки и литровая канистра с антифризом

При сливе антифриза из системы часть жидкости прольётся. Поэтому следует заблаговременно приобрести литровую ёмкость ОЖ для доливки.

Порядок работ

Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой двигателя, её необходимо снять на эстакаде или смотровой яме. Затем следует ослабить гайку на болте крепления генератора, не откручивая её полностью. Кроме этого, на инжекторной модели ВАЗ 21214 нужно демонтировать воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра.

Воздуховод на автомобиле ВАЗ 21214

На инжекторной модели ВАЗ 21214 демонтируется воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра

Слив антифриза

Слив охлаждающей жидкости производится в следующем порядке.

    Поместите ёмкость под автомобиль напротив сливной пробки в виде болта, расположенного с левой стороны блока цилиндров рядом с датчиком давления масла.

Расположение сливной пробки на ВАЗ 2121

Для слива тосола из блока цилиндров выкручивается болт-пробка

Верхняя пробка радиатора

Открывается крышка на левой верхней части радиатора, и антифриз потечёт быстрее

Чтобы вытащить помпу, не следует опорожнять всю систему — сливать тосол из блока, расширительного бачка и радиатора, разве что вы планируете заменить жидкость на новую. Важно понизить её уровень в водяной рубашке мотора ниже той высоты, где расположен насос.

Демонтаж помпы

Порядок действий при демонтаже помпы одинаков для всех модификаций «Нивы».

  1. При натянутом ремне ключом на 13 ослабьте три болта крепления шкива помпы.
  2. Ключом на 17 ослабьте гайку на натяжной скобе и подвиньте корпус генератора вправо, в сторону коленвала. Ослабленный ремень привода генератора легко снимется со шкивов.

Гайка для натяжения ремня на ВАЗ 2121

После откручивания фиксирующей гайки ослабленный ремень генератора легко снимается со шкивов

Снятие шкива водяного насоса на ВАЗ 2121

Выкручиваются три болта, и шкив легко снимается

Демонтаж помпы ВАЗ 2121

Для снятия водяного насоса откручиваются четыре гайки крепления

На моделях ВАЗ 2121 с гидроусилителем руля (ГУР) перед генераторным ремнём установлена ещё одна ремённая передача, вращающая вал гидронасоса. Замене помпы этот ремень не мешает, снимать его не нужно.

Ременные передачи насоса ГУР и генератора ВАЗ 21214

Ременная передача гидронасоса не помешает поменять помпу на ВАЗ 21214

Ветошью удалите с двигателя и кузова следы тосола. Коротким ножом или наждачной бумагой зачистите посадочный фланец корпуса.

Установка новой помпы

Новый водяной насос устанавливается в обратном порядке. При этом следует учесть ряд важных моментов.

    На фланцы детали и корпуса перед установкой нанесите высокотемпературный герметик. Помпу вставляйте таким образом, чтобы регулировочная скоба натяжения ремня оказалась справа (по ходу движения).

Расположение помпы на ВАЗ 2121

Помпа устанавливается таким образом, чтобы шпилька для крепления скобы генератора находилась справа (по ходу движения)

Патрубки подогрева коллектора и блока дроссельной заслонки

На карбюраторном двигателе трубка подключена к выпускному коллектору, на инжекторном — к дроссельной заслонке

Одного литра заблаговременно приобретённого антифриза будет достаточно для компенсации потерь при сливе ОЖ. Не забудьте затянуть гайку на нижнем болте генератора и поставить воздуховод на инжекторной версии. Заведите двигатель, прогрейте его до 90°С и дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это доказательство отсутствия в системе воздушных пробок.

Видео: замена помпы

Принудительное охлаждение двигателя

Некоторые автовладельцы считают, что постоянный принудительный обдув двигателя ВАЗ 21214 механическим вентилятором лучше справляется с охлаждением, чем электронная система с датчиком температуры. Для этого на помпу устанавливается крыльчатка с шестью лопастями, как на старых моделях ВАЗ.

Механический вентилятор на ВАЗ 21214

Принудительное охлаждение обеспечивает механический вентилятор, прикреплённый к помпе

Монтаж механического вентилятора производится следующим образом.

  1. Отсоедините разъём питания электровентилятора. Ключом на 10 открутите болты и снимите вентилятор с радиатора вместе с диффузором.
  2. Снимите ремень привода генератора и шкив помпы.
  3. Три коротких болта крепления шкива замените на длинные, накрутив проставочные гайки. Этими болтами закрепите крыльчатку вместе со шкивом на валу помпы.

Крепление крыльчатки на помпу ВАЗ 21214

Крыльчатка крепится длинными болтами через проставки в виде гаек или пластин

Подкладочные гайки ставятся для того, чтобы лопасти нового вентилятора не касались шкива ГУР на коленчатом валу. Если толщины гаек недостаточно, можно подложить металлическую пластину или обработать каждую лопасть напильником.

Контакт вентилятора со шкивом коленвала

Если лопасти задевают шкив, их необходимо подрезать

Вентилятор на помпе — не самое лучшее решение, хотя в определённых условиях эксплуатации может оказаться полезным. Причина — нагрузка на подшипники насоса, ведущая к ускоренному износу. В обычном режиме агрегат служит 40—60 тыс. км, а с крыльчаткой данный пробег может существенно сократиться.

Самостоятельная замена помпы на внедорожнике ВАЗ 2121 «Нива» не представляет большой сложности. Так как с неисправной системой охлаждения ездить недопустимо, насос следует менять на ранней стадии износа. Для полноприводного автомобиля это особенно актуально — даже мелкая неполадка может вызвать быстрый рост температуры двигателя.