6 фактов о мозге, которые оказались неправдой

Человек всё больше узнает о структурах мозга и его способностях. Но по-прежнему откуда-то появляются факты, которые впоследствие оказываются мифами. В этой статье мы проведем разоблачение мифов о мозге и, вероятно, сможем вас удивить.


Миф №1. У человека больше развито либо правое, либо левое полушарие мозга

В 1973 году Нобелевский лауреат Роджер Сперри первым в своей научной статье заявил, что у человека доминирует какое-то одно полушарие. Он же обозначил, что правое полушарие отвечает за творчество и артистизм, а левое — за логику и аналитику. Соответственно, людей творческих профессий условно стали называть «правополушарными», а математиков и технарей — «левополушарными».

В 2013 году ученые из Университета Юты провели серию исследований касательно данной теории. Более 1000 людей в возрасте 7-29 лет прошли МРТ сканирование головного мозга. Все участники обладали разными способностями и занимались разными видами деятельности. По результатам не удалось доказать, что у одних сильнее развита нейронная сеть правого или левого полушария. Из этого легко сделать вывод, что любой человек в одинаковой степени задействует оба полушария мозга.

Миф №2. Кишечник — второй мозг

Нервные волокна от головного мозга идут ко всем органам тела. Они соединяются и образуют нервные сплетения. Одно из них охватывает желудок и кишечник, и эта структура называется ЭНС (энтеральная нервная система). Нервные волокна ЭНС, безусловно, важны. Именно они посылают сигналы о голоде и насыщении. Именно они реагируют на сигналы мозга о волнении и страхе и вызывают дрожь внутри. Но можно ли называть ЭНС вторым мозгом?

По медицинским показаниям людям удаляют часть тонкой или толстой кишки. Тогда, если рассуждать логически, у них бы наблюдались психоневрологические отклонения в результате резекции кишечника, если считать, что ЭНС — второй мозг. Но нет ни одного случая, когда у таких пациентов в дальнейшем возникали психоневрологические проблемы.

Миф № 3. Человек не может быть дееспособным после удаления части мозга

Этот факт опровергается одной реальной историей о девочке по имени Дженнифер. Она страдала эпилепсией, приступы необходимо было купировать лекарствами, но эти лекарства превращали ее жизнь в кромешный ад, так как они обладали мощным седативным эффектом. Нейрохирург принял решение ампутировать правое полушарие мозга, зная о том, что может возникнуть паралич левой половины тела. Так и произошло. Однако спустя три года девочка восстановилась полностью, она стала полноценно жить, учиться и двигаться.

Дело в том, что мозг восстанавливается после травм. В данном случае оставшиеся участники нейронной системы взяли на себя функции удаленной части мозга и помогли организму восстановиться.

Миф № 4. Недоспал — здоровье потерял

Здоровый сон необходим мозгу. Во время сна происходит переход кратковременных воспоминаний в долговременные, очистка мыслей от мусора и сохранение важной информации. Поэтому при бессоннице человек чувствует себя подавлено, она может привести к депрессии и серьезным проблемам со здоровьем.

Однако если недосып случился один раз, не стоит сразу паниковать. Можно «добрать» сон следующей ночью. Для этого нужно просто лечь пораньше следующим вечером. Оказывается, хорошо отдохнувшим человек себя чувствует только на второй день после полноценного и здорового сна.

Миф № 5. Одно сотрясение — непоправимый вред мозгу

Такое утверждение многие слышали. Но на самом деле за несколько дней или недель мозг полностью оправляется от сотрясения и начинает функционировать как прежде. Да, после сотрясения могут долго беспокоить головные боли, головокружения, снижение концентрации, быстрая утомляемость. Время восстановления зависит от тяжести черепно-мозговой травмы. Однако даже после тяжелых сотрясений умственных отклонений не наблюдается.

Миф №6. Тренировки мозга не способны улучшить мозговую деятельность

Обратное доказали исследования под названием ACTIVE, проводимые при финансовой поддержке Национального института старения. Результаты были опубликованы в 2016 году. Участниками исследования стали 2832 практически здоровых пожилых человека. Средний возраст участников — 73 года. Было сформировано 4 группы: участники первой группы не подвергались тренировкам, второй и третьей — тренировали память и логику, четвертой — тренировались максимально и ежедневно с помощью специальных видеоигр, которые способствуют повышению скорости обработки данных в головном мозге. Через 5 лет участники четвертой группы совершали вдвое меньше автомобильных аварий, чем остальные. А через 10 лет у них же вдвое сократился риск развития старческого слабоумия.

Эти 6 мифов о мозге вы должны знать. Ученые постоянно делают новые открытия, поэтому, возможно, позднее будут опровергаться и другие факты о головном мозге. А пока советуем обратить внимание именно на шестой миф о тренировках для мозга. Все-таки они полезны и необходимы, помогают дольше сохранять здоровье и активность мозга и поддерживать высокое качество жизни. Поэтому тренируйтесь регулярно. Тем более что тренажеры Викиум доступны вам каждый день!

Особенности развития самого загадочного и до конца не изученного органа человека – головного мозга

Головной мозг – это орган человека, о котором нам до сих пор известно далеко не всё. Из всех органов он является самым менее изученным, но ученые не теряют надежды узнать о нем больше и как можно скорее. Предлагаем вам рассмотреть функциональные и морфологические особенности мозга человека, его возможности и загадки в этой статье.

Самый важный орган

мозг

Несмотря на то, что головной мозг занимает всего лишь 2% от массы тела и весит около 1,5 кг, ученые называют его основополагающим для жизни. Совместно с нервной системой он обеспечивает жизнедеятельность человека. Это самое совершенное и сложное создание, которое даже изучить полностью пока не представляется возможным. Именно благодаря работе мозга человек разговаривает, слышит, видит, мыслит, ощущает окружающую среду, двигается. Особенности работы головного мозга человека до конца не понятны. Не исключено, что этот орган скрывает серьезный ресурс, неожиданные способности и возможности.

Мозг управляет внутренними органами, а также отвечает за наше эмоциональное состояние. Он состоит из двух полушарий: левое отвечает за техническое и логическое мышление, а правое – за творческое. Соответственно, если человек творческий, то у него лучше развито правое полушарие, у технарей – левое. Однако ученые утверждают, что человек может самостоятельно развивать мозг, те его области, которые изначально работают не в полную силу.

Что особенного в мозге человека?

Этот орган обладает уникальными свойствами и способностями, многие из которых сложно объяснить. Мозг интенсивно формируется в возрасте от 2 до 11 лет. Но в детском возрасте еще нет прочных нейронных связей, которые требуются для полноценного функционирования этого органа. Именно поэтому дети не могут мыслить как взрослые, оценивать сложные ситуации и принимать серьезные решения. Нейронные связи образуются в процессе обучения, познания мира, общения и получения опыта.

Несколько интересных фактов о головном мозге человека говорят о его уникальности и особенном развитии:

  • Этот орган работает всегда, у него нет выходных и перерывов, и высокая активность наблюдается даже во время сна.
  • Учеными доказано, что мозг не устает. Человек может ощущать сильную усталость, но это не означает, что устал именно этот орган.
  • Мозг одинаково реагирует на мысли независимо от того, навеяны они фантазией или воспоминаниями.
  • Скорость мыслительного процесса больше скорости света, и мышцы не всегда успевают за ней. Доказательство этого ученые видят, например, в неразборчивом почерке.
  • Выполнение интеллектуальных упражнений позволяет формировать новые нейронные связи в головном мозге. В свою очередь это способствует замедлению старения, сокращению риска развития различных заболеваний.
  • Мозг имеет способность изменяться физически. Этот процесс занимает длительное время и происходит под воздействием мыслей, установок человека.

Учитывая особенности развития головного мозга человека, ученые утверждают, что регулярная умственная нагрузка способна открыть невероятный потенциал и возможности, о которых еще неизвестно науке. Благодаря тренировкам ума формируются новые нейронные связи, а чем их больше, тем лучше развивается мозговая деятельность. Именно поэтому развивать умственные способности необходимо и очень важно.

Тренировки для ума требуют постоянства

Может ли человек научиться решать сложные задачи, быстро усваивать большие объемы информации и применять полученные знания с максимальной эффективностью? Это возможно, если иметь желание и прикладывать определенные усилия, а также обеспечивать постоянство тренировок. Человеку недостаточно просто окончить школу, институт. Мозг требует регулярной работы, без нагрузки он начинает деградировать.

Известно, что человек использует возможности мозга всего на 5-10%. А чтобы развивать мозговую деятельность, необходимо:

  • Давать мозгу полезную пищу. Это может быть решение сложных математических и логических задач, освоение новых видов деятельности, чтение «умных» книг, изучение иностранных языков.
  • Развивать аналитическое мышление, решать задачи разными способами, анализировать принятые решения.
  • Выбирать сложные пути. Например, если есть какая-то проблема, не стоит сразу использовать самое простое решение, нужно попытаться найти более сложный вариант. Это будет интересной и полезной задачей для ума.

Совершенствовать способности человеческого мозга можно в любом возрасте. Не обязательно стремиться повысить свой IQ до максимума и обзавестись сверхспособностями. Чтобы сохранить адекватную мозговую активность до глубокой старости, нужно не так много. Достаточно тратить от 10 минут до получаса на тренировку ума ежедневно. Отличным выбором станут, например, тренажеры Викиум. Они разработаны специально с учетом особенностей развития головного мозга и показывают высокую эффективность. Используя тренажеры, развивающие мышление, память, внимание, вы будете давать мозгу необходимое питание, начнете лучше воспринимать информацию и анализировать ситуации, сможете отделять главное от второстепенного и направлять мозговую деятельность в нужное русло.