Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107

Для того чтобы понять, в каких местах и какие факторы способны влиять на избыточный свободный ход в рулевом управлении ВАЗ 2107, рассмотрим устройство и принцип его работы.

Принцип работы

Усилие, прилагаемое водителем, передается через карданную передачу на промежуточный вал 36. Далее, через кардан, идет передача крутящего момента на червяк. foto — http://shoptxt.ru/foto/130650.jpg

В червячном редукторе, который крепится к левому лонжерону, вращательное движение червячного вала преобразовывается в поворот сошки 2. В качестве рабочей здесь применяется пара червяк-ролик 50-56 с передаточным отношением 16,4. Фиксируется при помощи шлицевой посадки и закреплена гайкой.

На сошке имеются два отверстия. Через них, путем крепления шаровыми шарнирами, которые для унификации выполнены одинаковыми, усилие передается на привод. Тот, который ближе к редуктору, соединен со средней тягой привода 8. Дальний крепится к левой боковой тяге 1, которая, в свою очередь, осуществляет воздействие непосредственно на левый поворотный кулак.

Средняя через маятник 9 крепится к правой боковой тяге 16, которая, в свою очередь, передает движение на рычаг правого поворотного кулака 15.

Проходя весь цикл преобразований рабочих движений, в некоторых соединениях могут возникнуть потери или искажения передаваемой силы, что становится определяющим фактором повышенного свободного хода.

Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107 в каждом из возможных узлов

Рулевое колесо.

Здесь есть два участка, которые наиболее подвержены разрушению.

-Опорные игольчатые подшипники. Достаточно надежная деталь. Как правило, рассчитан на весь срок службы машины. Однако, при эксплуатации авто более 10 лет, в них накапливается выработка, и даже иногда случается их полный выход из строя. Это повлияет на биение перпендикулярно оси вращения. Устранятся эта неисправность установкой новых.

Карданные соединения.

Применяются необслуживаемые закрытого типа, в качестве тел качения установлены игольчатые подшипники. В процессе эксплуатации подвергаются износу. Это приводит к появлению стука не только при поворотах во время движения, но и на стоянке. Так же увеличивается зазор. Ремонту карданные передачи в этом случае не подлежат. Понадобится разборка и снятие поврежденных частей в этом узле, и монтаж исправных.

Механизм. Имеет несколько очагов возникновения повышенных зазоров.

Рабочая пара.

При правильной регулировке, в центральном положении, валик ролика 7 не должен люфтить вообще. При отклонении от центрального положения, может ощущаться небольшое биение. Это не неисправность, а конструктивно заложенная особенность. Проверяется вручную покачиванием сошки 2 влево-вправо. Если обнаружен холостой ход, это зачастую указывает на одну из следующих поломок.

-При перпендикулярном относительно оси перемещении, вероятная причина будет заключаться в выработке на опорных втулках. Устраняется путем запрессовки новых уплотнительных элементов.

-Источником осевого смещения может быть выработка в регулировочном устройстве 8,9,10 или его неправильная наладка. Устраняется отладкой или монтажом исправных деталей на место изношенных.

-При перемещении по оси вращения, причина чаще всего заключается в неправильной отладке или критической выработке в паре червяк-ролик. Ремонтируется отладкой или установкой новой пары в сборе. Отдельно менять червяк или ролик не рекомендуется.

Червячный вал.

-Шлицевое соединение. Появление неплотных посадок и относительных смещений в шлицах — это опасный и неустранимый дефект. Исправляется только заменой.

-Опорные подшипники. При выходе их из строя, возникает осевое биение. Это не позволяет произвести корректную регулировку механизма. Устраняется заменой.

Отдельно стоит уделить внимание крепежу картера. Зачастую его не диагностируют на надежность крепления. Но не редки случаи, когда плохо затянутые болты были причиной люфта. Не всегда руками это можно прощупать, так как требуется приложить немалую силу, чтобы сдвинуть с места находящуюся в напряжении систему.

Привод

На описываемом в статье автомобиле, привод представляет собой систему из набора тяг и маятника. Здесь есть несколько основных участков для развития не регламентированных зазоров.

-Маятник. Притягивается к лонжерону тремя болтами. От вибраций в процессе эксплуатации затяжка ослабевает, и образовывается неплотное прилегание к раме. Ремонтируется этот дефект путем перетяжки. Так же в самом маятнике установлена втулка, которая со временем истирается и разбивается. При ее износе необходим демонтаж и замена.

-Шаровые шарниры. Их здесь шесть штук, одинаковых по конструкции. Основным изнашиваемым элементом выступает пластиковая втулка 6 на рисунке 1. Ее разрушение вызывает в основном нарушение герметичности и попадание внутрь корпуса воды и разнообразных загрязнителей. После истирания уплотнительного элемента, металлический палец 5 двигается в корпусе и в некоторых точках начинает контактировать с корпусом 7. Динамические нагрузки при проезде неровностей провоцируют жесткие удары с некоторой амплитудой, что приводит к ускорению деградации уплотнителя. А это, в свою очередь, ведет к увеличению биения. Ремонту эти детали не подлежат, так как они закрытого типа и не разбираются.

-Регулировочная муфта. Предназначена для настройки угла схождения. В сильно запущенных случаях, в муфте повреждается резьба ввиду коррозии или сворачивания избыточно приложенной силой. Опасная поломка, которая способна вызвать разрыв связи в системе, что приведет к потере управляемости. Ремонту этот дефект не подлежит. Здесь нужно производить снятие кинематической цепи тяга-муфта-тяга целиком.

-Шаровые опоры. Служат осью для поворота колес и одновременно воспринимают нагрузку от веса автомобиля. Устроены они по принципу шарниров. Они не пригодны для ремонта.

Регулировка редуктора

Чтобы убрать люфт руля на автомобиле ВАЗ 2107, нужно произвести наладочные процедуры. Последовательность следующая:

  1. ставим машину на ровную площадку, желательно без уклонов;
  2. подкладываем противооткатные упоры;
  3. передние колеса выставляем строго по прямому направлению;
  4. открываем капот для получения доступа;
  5. отвинчиваем контргайку гаечным ключом на 14;
  6. снимаем звездообразную фиксирующую шайбу;
  7. плоской отверткой поворачиваем винт по часовой стрелке на 180 градусов;
  8. производим контрольную проверку;
  9. проделываем эту операцию до устранения зазора;

Хорошо отлаженным считается механизм, который имеет минимальный угол свободного перемещения и вращается легко, без избыточных сопротивлений и подклиниваний. Если появляются какие-либо закусывания или ступенчатости в прилагаемом усилии, нужно повернуть винт против часовой стрелки до устранения этих сопротивлений.

Как снять и какой можно поставить руль на ВАЗ 2107

Рулевое управление автомобиля — один из важных механизмов любого транспортного средства. В него входит несколько узлов, которые отвечают за движение автомобиля в заданном водителем направлении. Неотъемлемой частью рулевого механизма является рулевое колесо. Его наличие позволяет контролировать переднюю ось и управлять колёсами.

Руль ВАЗ 2107

Рулевое колесо соединяется с рулевым редуктором через промежуточный вал. Вся конструкция рулевого управления призвана передавать силу вращения вала рулевого колеса в аналогичную силу вращения вала сошки. При оборотах рычага рулевого редуктора и воздействии на рулевую трапецию, осуществляется поворот передних колёс.

Рулевой механизм ВАЗ 2107

Руль автомобиля представляет собой каркас со ступицей, ободом и спицами. На ВАЗ 2107 рулевое колесо имеет 4 спицы, а сам обод выполнен из специальной резины. Размер руля на данном авто — 400 мм. Такой диаметр по сегодняшним меркам довольно большой, но поворачивать руль несложно. На рулевом колесе расположен нажимной элемент, позволяющий включать звуковой сигнал.

Стандартный руль ВАЗ 2107

Можно ли поставить от другого авто

Баранка на ВАЗ 2107 отличается от рулевого колеса той же «копейки» или «шестёрки» более привлекательным внешним видом и удобным хватом для рук. Если по каким-то причинам стандартный руль вас не устраивает, есть варианты замены на деталь от других авто:

  • «Калина», «Приора», ВАЗ 2115;
  • изделия китайских производителей;
  • рулевые колёса из категории «спорт» таких известных брендов, как Sparco, Momo и др.

Руль от «Приоры»

Рули, рассчитанные для тюнинга и спорта, являются универсальными. Их можно установить на разные авто при помощи специального переходника, который предназначен для конкретной модели.

На классические «Жигули» с задним приводом не рекомендуется устанавливать продукцию неизвестных китайских производителей. Объясняется это тем, что на таких авто установлена не рейка, а рулевой редуктор с червячным механизмом. Отсутствие гидро- или электроусилителя приводит к тому, что иногда к рулю необходимо прилагать довольно большое усилие. При установке изделия низкого качества есть вероятность в какой-то момент остаться с рулём в руках, что приведёт к нежелательным последствиям. Поэтому при выборе баранки внимание стоит уделить не только эстетике, удобству и эргономике. Рулевое колесо также должно отвечать требованиям безопасности. В качестве деталей Тольяттинского автомобильного завода и известных европейских брендов можно быть уверенным, поскольку вся продукция этих производителей проходит тестирование.

Спортивный

Спортивное рулевое колесо поначалу использовалось только в ралли, т. е. по прямому назначению. Однако некоторые владельцы «семёрок» устанавливают такой руль с целью видоизменить свой автомобиль, сделать его отличным от стандарта. Установка спортивной баранки имеет следующие преимущества:

  • экономится место из-за меньших размеров изделия;
  • малый размер руля улучшает возможность совершения манёвров при более высокой скорости;
  • привлекательный внешний вид.

Спортивный руль

Из минусов стоит отметить:

  • высокая вероятность купить некачественную деталь;
  • автоматическое отключение поворотников не будет функционировать;
  • необходимость в покупке специального переходника;
  • есть вероятность получить отказ при прохождении технического осмотра.

Классический ВАЗовский руль нравится далеко не каждому из-за его размеров. Однако стоит учитывать, что установка спортивного руля — удовольствие недешёвое.

Переходник для руля

Деревянный

Есть владельцы «Жигулей» и другой «классики», которые стремятся придать салону особый стиль и уют. Поэтому вместо штатного рулевого колеса они устанавливают изделие из дерева. Такой руль похож по спицам и размерам на спортивный, но сам обод выполнен из дерева. Смотрится деталь в интерьере салона довольно привлекательно.

Деревянный руль

Как снять рулевое колесо ВАЗ 2107

Необходимость демонтировать руль может возникнуть по разным причинам. На том, когда и как это сделать, стоит остановиться более подробно.

Когда нужно снимать

Руль ВАЗ 2107 является довольно надёжной деталью, которую приходится снимать не так часто. В нём практически нет деталей, которые могут выйти из строя. Наиболее распространёнными причинами его демонтажа являются:

  • неполадки сигнальной кнопки. Проблема проявляется в невозможности пользоваться звуковым сигналом, что происходит из-за поломки контакта;
  • внешний вид. По мере эксплуатации автомобиля поверхность руля истирается. Чтобы скрыть следы износа автовладельцы применяют оплётки, но они не каждомупо душе. Такое изделие дополнительно увеличивает баранку в диаметре;
  • тюнинг. Если преследуется цель заменить руль на более современный и стильный, то без его демонтажа не обойтись;
  • ремонт. Снятие детали может понадобиться также при проведении некоторых видов работ с торпедой, приборной панелью или контактами звукового сигнала.

Демонтаж руля

Для снятия баранки на «семёрке» потребуются такие инструменты:

  • вороток;
  • головка на 24;
  • плоская отвёртка.

Процедура проводится в следующем порядке:

  1. Устанавливаем машину на ровную площадку так, чтобы передние колёса располагались ровно.
  2. Снимаем с АКБ минусовую клемму.
  3. Садимся на водительское сиденье и поддеваем отвёрткой мягкую вставку, расположенную по центру на руле.

Декоративная вставка

Крепление руля

Снятие баранки

Видео: как снять руль на «семёрке»

Если руль демонтируется с целью проведения ремонта и будет устанавливаться обратно, то перед снятием необходимо пометить ступицу рулевого колеса и сам вал, что облегчит установку.

Метки на руле

Замена крышки руля и контактного кольца

Иногда требуется замена деталей рулевого колеса (контактное кольцо, пружины или крышка), например, при их повреждении или неполадках. Для ремонта потребуется лишь крестовая отвёртка. Процесс состоит из таких пошаговых действий:

    Отворачиваем винты крепления крышки с обратной стороны руля.

Крепление крышки

Заглушки винтов

Провода контактного кольца

Пружины руля

Крепление контактного кольца

Установка руля

Перед обратной установкой руля необходимо смазать шлицы, например, смазкой Литол-24. Сборка выполняется в следующем порядке:

    Баранку надеваем на шлицы, совмещая нанесённые ранее метки. Если устанавливается новый руль, ставим его максимально ровно.

Шлицы вала

Затяжка гайки

Если необходимо установить спортивный руль, то деталь сперва соединяется с переходником болтами, после чего насаживается на шлицы таким же образом, как было изложено выше.

Руль на ВАЗ 2107 приходится снимать не очень часто. Однако, если возникает такая необходимость, демонтировать деталь по силам для каждого владельца этого автомобиля. Для снятия потребуется минимальный набор инструментов, соблюдение пошаговых инструкций и немного времени.