Мотор от машины Алонсо и подвеска как на «Запорожце». Как устроена гоночная Lada, которая побеждает Audi и Hyundai

Чтобы победить одни иномарки, тольяттинские инженеры воспользовались деталями и агрегатами от других. Но все по-честному!

Мотор от машины Алонсо и подвеска как на «Запорожце». Как устроена гоночная Lada, которая побеждает Audi и Hyundai

В эти выходные на трассе в Грозном пройдет финальный этап Российской серии кольцевых гонок. Среди прочего будет решаться судьба титулов в «Туринге» – самом быстром и престижном классе. Абсолютное большинство в нем составляют иномарки – однако шансы на чемпионство сейчас наиболее высоки у пилота, выступающего на автомобиле Lada Vesta.

Здесь рассказано поподробнее:

  • Фальшивый бампер, комбез в честь Pink Floyd и другие истории с русских гонок в Нижнем

Само собой, нам (как наверняка и многим читателем) стало любопытно – как же построить в Тольятти машину, которой не будут страшны европейские конкуренты.

Взять самый обычный кузов от самой обычной Vesta

Желтые машины заводской команды выглядят агрессивно – и кто-то может предположить, что их сделали по гоночным рецептам. Сварили пространственную раму или испекли карбоновый монокок – а потом обвесили сверху сверхлегкими панелями, напоминающими о стандартной машине.

Но нет – любовь к высоким технологиям обычно не доводит кузовные турниры до добра. Поэтому за основу берется стандартный кузов. Причем, когда его сваривают роботы, ни у кого еще нет понимания, построят вокруг этого конкретного кузова самую обычную машину с «овощным» мотором – или гоночный болид. Хотя уже потом, когда кузов приехал в цеха гоночного отделения Lada Sport, отдельные его части могут быть усилены ради большей жесткости.

После этой аварии с участием Михаила Митяева узлы и агрегаты сняли со старого кузова и использовали для сборки автомобиля вокруг нового

После этой аварии с участием Михаила Митяева узлы и агрегаты сняли со старого кузова и использовали для сборки автомобиля вокруг нового

Фото: СМП РСКГ (Марат Даминов)

Поставить агрегаты и узлы от Renault, Mercedes-Benz и Nissan

На машинах категории TCR стоят турбомоторы, развивающие около 350 л.с. В то время под капотом самой мощной серийной Lada – атмосферный двигатель мощностью 145 л.с. Форсировать тольяттинский агрегат, повышая его отдачу в два с половиной раза – сложно, дорого и, по большому счету, бессмысленно. Но на помощь приходят техтребования TCR.

Использовать чей угодно мотор они не разрешают – но, если разные марки входят в большой концерн, они могут использовать один и тот же агрегат. «АвтоВАЗ» является частью концерна Renault-Nissan – и благодаря этому смог поставить на туринговые Vesta турбомотор Renault. Такие ставятся, к примеру, на горячий хэтчбек Renault Megane RS – или на спорткар Alpine A110, недавно подаренный Фернандо Алонсо в честь переименования французской команды Ф1.

Впрочем, и этот двигатель на серийных машинах больше 300 сил не развивает. Так что, его пришлось форсировать – силами известной французской компании ORECA (той самой, что строит прототипы для гонок на выносливость). Для этого понадобилась более производительная турбина – и инженеры сделали выбор в пользу нагнетателя, который среди прочего используется на горячих хэтчбеках Mercedes-AMG A 45. Впрочем, это вовсе не значит, что не способные сделать нормальную турбину французы пошли на поклон немцам. Ведь и сами немцы закупают турбины у независимых поставщиков – к примеру, американской компании Borg Warner.

Среди прочего французский мотор инженеры хвалят за полное отсутствие склонности к перегреву

Среди прочего французский мотор инженеры хвалят за полное отсутствие склонности к перегреву

Фото: Кирилл Качнов

Наличие на гоночном автомобиле ступиц от Nissan Murano вызывает больше вопросов. Казалось бы, к чему болиду детали от не особо спортивного кроссовера? Но и здесь есть своя логика. Техтребованиями предусмотрено использование стандартных ступиц. Но характеристики этой детали определяются размером колес – а на серийные Lada не ставятся столь же большие и тяжелые колеса (с шинами марки Yokohama), как на гоночные. Другое дело – большой кроссовер.

Читайте также:

  • Lada, что быстрее Porsche, и «каршеринговые» болиды. Чем примечательна техника русских гонок

Сделать подвеску как у «Запорожца»

В подвеске и тормозах стандартных деталей почти нет. А если и нет – они, опять же, позаимствованы у автомобилей других марок. К примеру, при постройке самых первых машин на заднюю ось ставились тормозные диски от одной из легковых моделей Nissan (сейчас они уже уступили место гоночным деталям с насечками).

Изначально одним из недостатков гоночной Lada Vesta по сравнению с иномарками была задняя подвеска. На серийном автомобиле используется т.н. Н-образная балка – эта конструкция любима производителями за простоту и невысокую себестоимость. Но у гоночных машин с такой подвеской при прочих равных будет раньше проявляться недостаточная поворачиваемость – передние колеса будут соскальзывать с выбранной траектории.

Кирилл Ладыгин, не пропустивший ни одной гонки Lada Vesta в «Туринге», поначалу «не заметил» неприятных нюансов в управляемости, Три с лишним года назад он выиграл первую же квалификацию, в которой стартовал на Vesta, А потом и первую же гонку

Кирилл Ладыгин, не пропустивший ни одной гонки Lada Vesta в «Туринге», поначалу «не заметил» неприятных нюансов в управляемости, Три с лишним года назад он выиграл первую же квалификацию, в которой стартовал на Vesta, А потом и первую же гонку

Фото: СМП РСКГ (Евгений Сафронов)

Гонщикам будет больше по душе многорычажная подвеска – и она стоит на всех иномарках-конкурентах. Поставить такую же на Vesta техтребования TCR не разрешают – опять же, чтобы не провоцировать радикальную перестройку серийных конструкций и не провоцировать гонку бюджетов. В итоге тольяттинцам позволили использовать схему с косыми рычагами – самую примитивную независимую подвеску (Н-образная балка является полузависимой). Когда-то ее использовали на «Запорожцах» – но не только: похожим образом была устроена подвеска у BMW Z3 – а на этом спорткаре девяностых годов сам Джеймс Бонд ездил! Доработка не сделала тольяттинских пилотов непобедимыми – но заныривать в повороты Vesta стала охотнее.

Сделать в салоне все по-своему

Кое-какие узлы, весьма важные с точки зрения управления машиной, на Lada Vesta оставлены стандартными – к примеру, электрический усилитель руля. А вот рулевая колонка (и разумеется, руль) делаются специально под гоночную машину. Собственно, как и почти все в салоне – за исключением разве что оставленного для красоты верхнего сегмента передней панели. Впрочем, о начинке интерьера мы в подробностях рассказали совсем недавно в ходе экскурсии по одному из автомобилей-конкурентов – Audi RS3 питерской команды Carville Racing.

Читайте также:

  • Ручник длиной полметра и воздух вместо бензина. Как управлять самой быстрой машиной русских гонок

Добавить аэродинамики и агрессивности

Выглядит гоночная Vesta куда ярче своей серийной родственницы. Такой эффект обеспечивает, во-первых, сильно увеличившаяся – почти на 45 сантиметров (то есть почти на четверть) – ширина. А во-вторых, характерный обвес. Но все это – не только для красоты. С настройками переднего сплиттера и заднего антикрыла в «Туринге» можно и нужно работать. И возглавляющий сейчас общий зачет Кирилл Ладыгин (пилот команды LADA Sport ROSNEFT и программы SMP Racing) отличается от многих своих конкурентов как раз тем, что уделяет таким настройкам заметно больше времени.

Задние крылья у всех машин TCR идентичные. Крепления могут отличаться по конструкции, а вот плоскости одни и те же и у Lada, и у Audi

Задние крылья у всех машин TCR идентичные. Крепления могут отличаться по конструкции, а вот плоскости одни и те же и у Lada, и у Audi

Фото: СМП РСКГ (Григорий Голышев)

Читайте также:

  • Как «усмирить» пилота, который выигрывает все подряд. На русских гонках это удалось

Менять расходники раз в неделю

Конечно, в подзаголовке мы преувеличили – но только слегка. Даже в нынешнем сезоне, уложившемся в три с небольшим месяца, гонки проходили в среднем раз в две недели. Но если бы по какой-то причине седаны Lada Vesta выходили на старт еженедельно – работы по техобслуживанию пришлось бы проводить после каждого гоночного уик-энда.

В комплекс таких работ входит замена моторного масла, свечей зажигания, тормозных дисков и колодок… То есть процедуры, которые рядовые водители привыкли выполнять в худшем случае пару раз в год – а то и раз в несколько лет. А в кольцевых гонках и эта частота – далеко не рекордная.

От пневмодомкратов, поднимающих машину за пару секунд без усилий со стороны механика, наверняка не отказались бы многие покупатели серийных Lada Vesta

От пневмодомкратов, поднимающих машину за пару секунд без усилий со стороны механика, наверняка не отказались бы многие покупатели серийных Lada Vesta

Фото: СМП РСКГ (Марат Даминов)

К примеру, тормозная жидкость обычно меняется еще и один раз по ходу гоночного уик-энда, а диски и колодки могут быть списаны в любой момент – при появлении на поверхности диска тех или иных повреждений. Производители этих деталей вместе с самими дисками присылают «книжки с картинками» – в них тщательно проиллюстрировано, какие трещины (в каком количестве, какой длины, в какой зоне) являются не слишком опасными.

Одно из исключений – антифриз, который спокойно работает в системе охлаждения целый год.

Читайте также:

  • Перегрев из-за саранчи и торможение ботинками. Пять курьезных случаев на русских гонках

В прямом эфире следить за решающими гонками СМП РСКГ в эту субботу

Желтые Lada Vesta заканчивают свой четвертый сезон на российском кольце. За это время заводской коллектив однажды стал лучшим в командном зачете – а вот личный титул тольяттинские пилоты не завоевывали ни разу (его четыре года подряд выигрывал Дмитрий Брагин из Казани). Сейчас как никогда велики шансы, что LADA Sport ROSNEFT возьмет оба титула – хотя у конкурентов еще есть определенные шансы совершить чудо на решающем этапе в Грозном.

Читайте также:

  • Татарский змей, питерский хипстер и парень с конвейера. Ради кого стоит смотреть русские гонки

Михаил Митяев, Lada Sport Rosneft, Lada Vesta TCR

Михаил Митяев, Lada Sport Rosneft, Lada Vesta TCR

LADA SPORT: история, достижения и новые модели

LADA SPORT: история, достижения и новые модели

Стремление к лучшим результатам в профессиональном спорте стимулирует развитие технологий в различных сферах. Очень часто новейшие наработки изначально применяются спортсменами, а уже затем приходят в массовое производство. Это справедливо и в отношении автоспорта. Компания LADA SPORT, дочернее предприятие АВТОВАЗа , адаптирует для дорог общественного пользования спортивные модели, которые уже зарекомендовали себя на гоночных трассах. Фирменная команда компании успешно выступает в автогонках мирового уровня.

АВТОВАЗ в истории автоспорта

Спортивная история Волжского автомобильного завода началась в 1970 году, когда руководство предприятия предоставило спортсменам несколько автомобилей ВАЗ-2101 для тренировок и участия в соревнованиях. Уже в следующем году команда «ВАЗ-Автоэкспорт» завоевала свои первые призы на европейских авторалли. В последующие годы команда ВАЗа и отдельные гонщики успешно выступали с автомобилями завода на соревнованиях различного уровня, проверяя на прочность новые модели.

1.jpg

В 1978 году на автокроссовых маршрутах дебютировал отечественный внедорожник «Нива», который с тех пор покорил немало сложнейших трасс. В том же году была создана первая в СССР команда профессиональных автокаскадеров, выступавших исключительно на вазовских моделях, что стало хорошей рекламой продукции предприятия. Для проведения автоспортивных мероприятий в Тольятти был создан спортивно-технический клуб «АВТОВАЗ», а в 1988 году – управление спортивных автомобилей при заводе.

2.jpg

В 1997 году на одном из самых престижных салонов в мире во Франкфурте-на-Майне АВТОВАЗ представил новый спортивный автомобиль ВАЗ-21107 «Спорт». Эта гоночная модель по своим скоростным и динамическим характеристикам не уступала лучшим образцам того времени. Тогда же, в 1997 году, впервые состоялись фирменные соревнования по кольцевым автогонкам «Кубок LADA». Начиная с 1999 года выходят в свет такие модели, как «люксовая» LADA TMS 1.6, спортивный прототип LADA Revolution, тюнинг-проект LADA Kalina TMS GTI, прототип LADA Revolution III.

3.jpg

Модель LADA Granta Sport была представлена в 2011 году одновременно со стартом гоночного Кубка LADA Granta. Специально подготовленные «Гранты» участвовали в различных автогонках местного и мирового уровня. Следующее поколение гоночных машин – LADA Vestа − до сих пор задает тон на спортивных трассах. Российский этап Чемпионата мира среди легковых автомобилей 2016 года вошел в историю АВТОВАЗа. Гонщики команды LADA SPORT ROSNEFT на автомобилях LADA Vestа тогда заняли первое и второе места в двух гонках.

LADA SPORT: спорт в серию

Сегодня спортивные машины производства компании LADA SPORT, дочернего предприятия АВТОВАЗа, может купить любой желающий. Участие компании в автогонках требует постоянной модернизации и помогает совершенствовать автомобили. У LADA SPORT есть собственное производство, свой конвейер и цеха, где специалисты придают базовым комплектующим спортивные свойства. С момента запуска производства выпущено уже более 15 тысяч автомобилей.

LADA SPORT сегодня в своем модельном ряде имеет два автомобиля: гоночную модификацию хэтчбека LADA Kalina NFR R1 и топовую модель LADA Vesta Sport.

5.jpg

LADA Kalina NFR R1 – гоночный автомобиль, отвечающий всем необходимым требованиям Российской автомобильной федерации и имеющий право участвовать в кольцевых гонках. Модель подходит как для начинающих гонщиков, делающих первые шаги в автогонках, так и для опытных спортсменов.

Спортивная Kalina полностью готова к участию в соревнованиях, имеет предустановленный каркас безопасности, двигатель с улучшенной отдачей, доработанную коробку переключения передач и новый аэродинамический обвес. В достаточно аскетичном интерьере автомобиля красота и удобства принесены в жертву спортивным достижениям.

Новинка года: серийная LADA Vesta Sport

Продажи LADA Vesta Sport начались в январе 2019 года . Этот пятиместный седан оснащен форсированным 1,8-литровым бензиновым двигателем ВАЗ-21179 с пятиступенчатой механической коробкой передач Renault-Nissan. Мощность двигателя составляет 145 л. с., максимальная скорость – 193 км/ч. LADA Vesta Sport оборудована оригинальной подвеской, увеличенными тормозами и 17-дюймовыми колесами. Всего в автомобиле по сравнению с обычной «Вестой» более 200 новых деталей и узлов.

6.jpg

Несмотря на то что автомобиль позиционируется как спортивный, разработчики уделили особое внимание комфорту в салоне. Vesta Sport оборудована системой стабилизации, климат- и круиз-контролем, датчиками дождя, мультимедиа-системой и подогреваемыми сиденьями. Передний ряд кресел выполнен в спортивном стиле с выраженной боковой поддержкой и регулируемым поясным упором. Вставки сделаны из искусственной замши − алькантары. Интерьер выполнен в черно-серой гамме с красными акцентами. Красная же подсветка присутствует на приборной панели, в ногах и на ручках дверей.

Спортивный внешний вид LADA Vesta Sport достигается за счет аэродинамического обвеса, заниженной на 31 мм подвески и расширенной колеи с крупными 17-дюймовыми колесами на низкопрофильных шинах. На данный момент самая дорогая серийная LADA выпускается в одной комплектации «люкс» и стоит чуть больше 1 млн рублей.

Спортивные успехи LADA

Кроме выпуска спортивных моделей, LADA SPORT с 2017 года выступает с фирменной командой в кольцевом, раллийном и картинговом чемпионатах России.

Трассы Кубка России по ралли большей частью проходят по дорогам общего пользования. Машины едут от пункта А до пункта B. Максимальную скорость пилотам разрешается развивать только на определенных участках, в остальное время они едут по обычным правилам дорожного движения.

Российская серия кольцевых гонок – официальные соревнования по автомобильным кольцевым гонкам в статусе Чемпионата и Кубка России. Первые кольцевые гонки состоялись в СССР в 1955 году. Как и следует из названия, эти соревнования проводятся на кольцевых трассах с твердым покрытием.

7.jpg

Также с 1996 года на испытательной базе АВТОВАЗа в Тольятти ежегодно проходит рождественская Гонка Чемпионов. Гонщики проезжают сложную трассу по ледовому покрытию. В 2019 году трофей гонки − «Серебряную ладью» − в шестой раз получил участник команды LADA SPORT ROSNEFT Кирилл Ладыгин.

События, связанные с этим

Дрон-рейсинг: гонка нового времени

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна

LADA SPORT: история, достижения и новые модели

«Трудовые резервы»: возрождение традиций массового спорта

Ростех для мужчин: полезные подарки к 23 Февраля