Разборка стартера Ваз 2108 Лада Самара

Стартер ВАЗ-2110 Стартер ВАЗ 2108

Стартер 2108, устройство и назначение

Крепежный винт защитного колпака (1), защитный колпак (2), стопорное полукольцо (3), крепежная гайка задней крышки (4), задняя крышка (5), пружины щеток (6), направляющие щеток (внешняя часть) (7), щетки (8), статор (9), якорь (10), рычаг привода (11), привод (12), ограничительное кольцо (13), стопорное кольцо (14), ось рычага привода (15), крепежные винты тягового реле (16), передняя крышка (17), уплотнительное кольцо крышки (пластмассовое) (18), стяжные шпильки (19), резиновая заглушка (20), сердечник тягового реле (21), возвратная пружина (22), кольцо уплотнения тягового реле (23), тяговое реле (24), уплотнительная шайба (25), регулировочные шайбы (26).

Стартер является устройством, которое предназначено для преобразования электрической энергии в механическую с целью запуска мотора. По сути, стартер является электромотором постоянного тока.

Разборка стартера Ваз 2108 Лада Самара

  1. Руководства по ремонту
  2. Руководство по ремонту ВАЗ 2108 (Лада Самара) 1984+ г.в.
  3. Разборка стартера

9.3.2. Разборка стартера

Предупреждение

Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.

↓ Комментарии ↓

1. Описание автомобиля

1.0 1. Описание автомобиля 1.1 Подкапотное пространство 1.2 Общие данные 1.3 Технические характеристики 1.4 Паспортные данные

2. Эксплуатация автомобиля

2.0 2. Эксплуатация автомобиля 2.1 Боковые двери 2.2 Дверь задка 2.3 Открытие и закрытие капота 2.4 Багажное отделение 2.5 Замена и обслуживание щеток стеклоочистителя 2.6 Регулировка передних сидений 2.7 Органы управления 2.8 Вентиляция и отопление салона 2.9 Устранение запотевания или обмерзания стекол 2.10 Ремни безопасности 2.11 Заправка автомобиля 2.12 Что необходимо иметь в автомобиле 2.13 Подготовка автомобиля к выезду 2.14 Проверка колес 2.15 Проверка уровня и доливка охлаждающей жидкости 2.16 Проверка уровня и доливка масла в систему смазки 2.17 Проверка уровня и доливка жидкости в бачок омывателя 2.18 Проверка уровня и доливка масла в коробку передач 2.19 Проверка уровня и доливка тормозной жидкости 2.20. Пуск двигателя 2.21 Отключение и подключение аккумуляторной батареи 2.22 Снятие и установка аккумуляторной батареи 2.23 Замена колеса 2.24 Проверка и очистка радиатора 2.25 Поднятие автомобиля 2.26 Буксировка 2.27 Замена предохранителей 2.28 Эксплуатация в гарантийный период 2.29 Обкатка

3. Техническое обслуживание автомобиля

3.0 3. Техническое обслуживание автомобиля 3.1 Проверка герметичности системы охлаждения 3.2 Проверка герметичности топливной системы 3.3 Замена охлаждающей жидкости 3.4 Замена масляного фильтра и масла в двигателе 3.5 Проверка и регулировка стояночного тормоза 3.6 Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра 3.7 Проверка и регулировка ремня привода генератора 3.8 Замена ремня привода генератора 3.9 Очистка и промывка деталей системы вентиляции картера 3.11 Проверка и замена свечей 3.12 Замена фильтра тонкой очистки 3.13 Проверка терморегулятора воздушного фильтра 3.14 Замена масла в коробке передач 3.15 Проверка привода передних колес и шарнира тяги переключения передач 3.16 Проверка состояния элементов передней и задней подвесок, их резинометаллических шарниров, втулок и подушек 3.17 Проверка люфта рулевого колеса 3.18 Проверка состояния рулевых тяг, их защитных колпачков, защитных чехлов механизма рулевого управления 3.19 Замена тормозной жидкости 3.20 Проверка и замена колодок тормозного механизма переднего колеса 3.21 Проверка и замена колодок тормозного механизма заднего колеса 3.22 Прокачка тормозной системы 3.23 Проверка эффективности работы тормозной системы 3.24 Проверка герметичности тормозной системы 3.25 Проверка работы вакуумного усилителя 3.26 Проверка регулятора давления 3.27 Проверка и регулировка свободного хода педали тормоза 3.28 Проверка системы выпуска отработавших газов 3.29 Обслуживание аккумуляторной батареи 3.30 Проверка работы элементов электрооборудования 3.31 Регулировка света фар 3.32. Замена ламп

4.Уход за автомобилем

4.0 4. Уход за автомобилем 4.1 Уход и восстановление лакокрасочного покрытия кузова 4.2 Смазка кузова 4.3 Прочистка дренажных отверстий 4.4. Хранение автомобиля 4.5 Подготовка к зимней эксплуатации 4.6 Советы по пуску двигателя в сильный мороз 4.7 Что полезно купить к зиме 4.8 Советы по зимней эксплуатации автомобиля

5. Неисправности в пути

5.0 5. Неисправности в пути 5.1. Неисправности системы впрыска 5.2. Проверка электрооборудования 5.3 Появились посторонние стуки 5.4 Вибрация и удары на рулевом колесе 5.5. Проблемы с тормозами 5.6 Прокол колеса

6. Ходовая часть

6.0 6. Ходовая часть 6.1. Телескопическая стойка передней подвески. Разборка 6.2. Задняя подвеска

7. Рулевое управление

7.0 7. Рулевое управление 7.1 Рулевая колонка 7.2 Механизм рулевого управления 7.3 Замена рулевых тяг

8. Тормозная система

8.0 8. Тормозная система 8.1 Тормозной механизм заднего колеса 8.2 Колесный цилиндр 8.3 Привод тормозных механизмов

9. Электрооборудование

9.0 Электрооборудование 9.1. Генератор 9.2. Стартер 9.3. Освещение и световая сигнализация 9.4. Отопитель 9.5. Стеклоочистители 9.6 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 9.7. Система зажигания 9.8 Панель приборов (высокая) 9.9 Панель приборов (низкая)

10.0 10. Кузов 10.1 Замена заднего буфера 10.2 Замена облицовки радиатора 10.3 Замена переднего крыла 10.4 Cнятие и установка капота 10.5 Регулировка капота 10.6 Регулировка замка капота 10.7 Боковая дверь 10.8 Дверь задка 10.9 Переднее сиденье 10.10 Заднее сиденье 10.11 Ремни безопасности

11. Двигатель и его системы

11.0 11. Двигатель и его системы 11.1 Регулировка зазоров в приводе клапанов 11.2. Система питания 11.3. Снятие масляного насоса 11.4. Радиатор и вентилятор с кожухом 11.5. Система выпуска отработавших газов 11.6 Полная разборка двигателя 11.7 Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонт 11.8 Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка 11.9. Головка блока цилиндров 11.10 Сборка двигателя 11.11 Замена масла в двигателе и масляного фильтра 11.12 Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора 11.13 Замена и регулировка натяжения ремня привода распределительного вала 11.14. Регулировка карбюратора

12. Трансмиссия

12.0 12. Трансмиссия 12.1 Снятие коробки передач 12.2 Установка коробки передач 12.3 Регулировка привода сцепления 12.4 Разборка коробки передач 12.5 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач 12.6. Вторичный вал коробки передач 12.7 Первичный вал коробки передач 12.8. Дифференциал 12.9 Синхронизатор 12.10 Механизм переключения передач 12.11 Сборка коробки передач 12.12 Рычаг переключения передач 12.13 Замена масла в коробке передач 12.14 Замена сцепления 12.15. Привод сцепления 12.16. Привод передних колес

13. Основные данные для регулировок и контроля

13.0 1. Основные данные для регулировок и контроля 13.1 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости 13.2 3. Моменты затяжки резьбовых соединений 13.3 4. Сервисная книжка 13.4 5. Схема электрооборудования ВАЗ-2108

Стартер ВАЗ 2108, признаки неисправности

Существует ряд признаков неисправности стартера на автомобиле ВАЗ 2108:

  1. Стартер не крутит мотор. Во время поворота ключа зажигания якорь не вращается, а втягивающее реле не срабатывает. После запуска силового агрегата стартер не отключается. Данные симптомы, как правило, свидетельствуют о выходе из строя обмотки тягового реле.

  • Стартер медленно крутит мотор. Во время включения стартера коленчатый вал медленно проворачивается. Чаще всего, это указывает на неисправность щеток стартера, коллектора, статора либо обмотки якоря.
  • Стартер работает, однако коленчатый вал не вращается. В данном случае, скорее всего, проблема с бендиксом стартера.
  • Причины выхода из строя стартера на ВАЗ 2108 и способы решения проблем

    Если стартер по какой-то причине не крутит – проблема может крыться не только в самой детали, но других компонентах электропроводке. Если машина не заводится, специальное втягивающее реле даже не щелкает – причина может быть в следующем:

    • отсутствует напряжение на контактах втягивающего;
    • вышло из строя само реле.

    В первую очередь если двигатель авто не запускается следует установить факт наличия-отсутствия напряжения на управляющих контактах реле. Проверить это можно при помощи мультиметра: включив зажигание. Если питание на реле, стартер приходит, но мотор все равно не запускается – возможна проблема кроется в реле. Для проверки его не обязательно снимать сам двигатель. Достаточно просто замкнуть управляющие контакты. Если реле щелкает – значит, оно находится в рабочем состоянии.

    После проверки наличия напряжения, контактов следует переходит уже к самому стартеру. Но для этого понадобится его предварительно снять. Сделать это можно сравнительно просто. Наиболее частые причины неисправности стартера:

    • износ подшипников либо шлицов бендикса;
    • выход из строя обмотки статора;
    • изношены угольные щетки.

    Основной рабочий механизм статора, испытывающий наибольшую нагрузку – это бендикс. Он представляет собой небольшой вал на конце которого располагается шестерня. Шлицы которой при длительной эксплуатации имеют свойство изнашиваться. Чем короче будут такие шлицы – тем меньше зацепление с маховиком двигателя. Именно за счет этого и осуществляется зацепление приводящее к пуску мотора.

    Замена бендикса – процесс сравнительно простой. Но стоимость его порой не сильно отличается от цены на новый стартер. Причем придется доплатить также и за установку. После снятия сразу после осмотра шлицов нужно убедиться, что вал стартера крутится без каких-либо усилий. Если вращается он с трудом либо вообще не крутится – на лицо отказ работы подшипников. Понадобится осуществить их замену.

    Причем обычно самостоятельно справиться с установкой новых подшипников крайне затруднительно. Требуется не только навык, но и специальные ключи-съемники. Важно правильно подобрать новый подшипник. Требуется деталь с достаточно большим ресурсом. В противном случае могут возникнуть различные сложности, проблемы – связанные с последующим выходом из строя уже установленной новой детали.

    Также могут быть проблемы с механической частью статора. Например, специальной вилкой – управление которой происходит втягивающим реле. Наиболее серьезную проблему представляет собой выход из строя обмотки статора. При наличии короткого замыкания требуется перемотка. Цена подобного ремонта может составлять 4-6 тыс. рублей. Потому в некоторых случаях имеет смысл просто приобрести новый.

    Почему часто ломается стартер 2108

    Стартер являет собой мотор кратковременного действия. Когда он находится в исправном состоянии, а аккумуляторная батарея выдает качественный ток, пуск устройства длится несколько секунд. Нельзя, чтобы он долго функционировал, поэтому водителям, которые любят «погонять» стартер, необходимо отказаться от такой привычки и применять его лишь так, как советуют производители.

    Как свидетельствует практика, ремонт и замена стартера на ВАЗ 2108 зачастую требуется в тех случаях, когда автовладелец сильно перегружает его или запускает при слабом аккумуляторе. Помимо этого, выход стартера из строя может быть связан с теми либо другими проблемами, которые обусловлены неисправностями силового агрегата автомобиля.

    Инструкция по замене стартера

    Стартер на автомобиле ВАЗ 2109-2108 может прослужить довольно долгое время даже без элементарного ремонта и есть немало случаев, когда он отхаживал более 200 000 км без единой проблемы. Конечно, сейчас не так много качественных запчастей и о таком ресурсе приходится мечтать. Если вы впервые будете производить замену стартера своими силами, то приведенная ниже инструкция поможет сделать максимально быстро и удобно.
    Итак, прежде всего стоит сказать о необходимом инструменте для выполнения этого ремонта:

    • Ключ на 13 рожковый или накидной
    • Головка на 13
    • Трещоточная рукоятка

    После этого берем ключ на 13 и откручиваем гайку крепления клеммы от контактного вывода на втягивающем реле стартера, как это наглядно продемонстрировано на фото ниже:

    И отводим после этого провод в сторону:

    Также необходимо сдернуть еще один плюсовой провод — который потоньше, красного цвета:

    Теперь остается открутить три или две гайки крепления стартера. Две находятся сверху по обе стороны, как видно на приведенной ниже фотографии:

    А третья внизу и удобнее всего до нее добраться из под низа (при снятой защите двигателя):

    Далее можно аккуратно без резких движений снимать стартер со шпилек и отводить в сторону:

    И окончательно снимать его с автомобиля, так как больше его ничего не держит:

    В случае необходимости замены, покупаем новый стартер по цене от 2000 до 3500 рублей. Они отличаются в первую очередь по своей конструкции: более дорогой как правило редукторный конечно превосходит по всем показателям обычные устройства, но придется заплатить почти в два раза дороже за него! Установку проводим в обратном порядке.

    Что отрицательно влияет на работоспособность стартера

    Как правило, проблемы со стартером возникают в зимнее время. При отрицательных температурах ему приходится испытывать крайне высокие нагрузки. Если устройство старое, оно просто отказывается функционировать, что неудивительно, ведь оно воспринимает большую токовую нагрузку, которая равна 450 амперам. Данная величина тока обуславливает отдельные распространенные поломки стартера, куда относится подгорание контактов на реле описываемого устройства. В данном случае идет речь об оплавлении проводов, которые подсоединяются к мотору статора и «плюсу» аккумуляторной батареи.

    Почему подгорают контакты, как исправить

    Невозможно избежать подгорания контактов при эксплуатации автомобиля, поскольку через силовые цепи постоянно проходит большой по своей величине ток. Соответственно, остается только один выход — отремонтировать реле по указанной ниже схеме, осуществить зачистку контактов, тем самым восстановив работоспособность стартера.

    Как прозвонить стартер, что указывает на необходимость замены стартера

    Схема осуществления данного мероприятия очень простая, необходимо поставить стартер обмотками вверх, т. е. на торец, после чего производим такие действия: один конец провода присоединяем на болты механизма, второй — на плюсовую клемму, затем запускаем устройство.

    Если механизм после запуска не крутит вообще либо крутит плохо, смело принимайтесь за его ремонт. Но, если устройство работает нормально, значит нет потребности его разбирать, скорее всего, причина плохого пуска заключается в другом компоненте транспортного средства.

    Кроме того, нелишним будет проверить реле механизма. В данной ситуации схема проверки элементарная:

    1. Прикладываем «минус» к корпусу реле.
    2. Подаем 12-вольтное напряжение на вывод.
    3. К контактным болтам подключаем омметр.

    Если на болтах-контактах появились искры, а муфта движется в отверстие, значит реле исправно. Отсутствие же указанных явлений и скачков напряжения на устройстве будут свидетельствовать о том, что необходимо заменить реле, поскольку стартер не крутит из-за него.

    Стартер 2108, как его заменить, пошаговая инструкция

    1. В первую очередь отсоединяем от стартера клеммы.

    Далее откручиваем гайку с реле и демонтируем колодку проводов.

    Затем демонтируем защиту картера мотора.

    Теперь снизу откручиваем гайки крепления стартера.

    Далее откручиваем верхнюю крепежную гайку стартера.

    Аккуратно вынимаем стартер наружу.

  • Новый стартер монтируем в обратном порядке.
  • Процесс замены стартера

    Для того, чтобы замена стартера прошла успешно, требуется придерживаться пошаговой инструкции, которая приведена ниже.

    • Зафиксировать автомобиль от самовольного перемещения стояночным тормозом.
    • Открыть капот.
    • Открутить гайку, которая фиксирует клемму силового провода.

    • Снять провод, который показан на фото ниже.
    • Отсоединить клемму с управляющим проводом от тягового реле.

    • Открутить крепления, фиксирующие стартер на посадочном месте.

    • Так как нижнее крепление стартера достаточно трудно достать через верх моторного отсека, требуется спуститься смотровую яму.
    • К месту где находится стартер доступ перекрывает защита двигателя. Ее следует снять, открутив все крепления.

    • Открутить нижнее крепление стартера.

    • Изъять старый стартер с посадочного места и моторного отсека.

    • Установить новый узел.
    • Собрать все в порядке обратном разборке.
    • Произвести пробный запуск силовой установки, чтобы проверить правильность монтажа стартера.

    Как разобрать стартер ВАЗ 2108, как произвести замену щеток, втулок, якоря

    Чтобы разобрать стартер, делаем следующее:

    1. С помощью ключа на «10» откручиваем две гайки шпилек.
    2. Вместе с якорем достаем требуемое нам устройство.
    3. С вала якоря убираем главную шестерню.

  • С помощью фигурной отвертки откручиваем два винта с задней крышки.
  • Снимаем крышку.
  • Вынимаем щетки и достаем якорь из статора.
  • С якоря снимаем специальную регулировочную шайбу и опору вала.
  • Теперь разбираем шестерни привода и сам привод, после чего отделяем от рычага опору для получения доступа ко всем внутренним деталям стартера (обмотка якоря, щетки и щеткодержатель, втулки и так далее). На элементах механизма не должно быть следов обугливания, а работоспособный коллектор и обмотки всегда должны быть чистыми без различных загрязнений.

    При потребности меняем втулки. При наличии небольших царапин на коллекторе, обрабатываем их мелкой «наждачкой». Если якорь обгорел или сильно износился, меняем его на новый. Если подшипники шейки вала имеют задиры или наволакивания, обрабатываем их «наждачкой» с мелким зерном. Что касается щеток, то при их износе необходимо заменить их вместе со щеткодержателем. Стоит отметить, что их износ виден сразу. После всех ремонтных мероприятий осуществляем сборку стартера.

    Схема подключения стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Схема и принцип работы

    Стартер – один из наиболее консервативных узлов автомобиля. Впервые такое электрическое устройство было испытано Чарльзом Каттерингом в 1912 году, то есть более ста лет тому назад. Поначалу он также выполнял функции генератора.

    Но в том виде, в котором стартер применяется для запуска современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, он обязан американскому изобретателю и автопромышленнику Винсенту Гуго Бендиксу, который увековечил свою фамилию в одной из главных деталей пускового устройства.

    Типовая функциональная схема стартера приведена на рисунке:

    Принцип работы стартера практически одинаков для всех моделей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. При включении замка зажигания в положение «Start» подается пусковой ток на втягивающую обмотку.

    Она, в свою очередь, приводит в движение якорь тягового реле и шток контактной пружины. Тяговое реле действует на рычаг, обычно именуемый вилкой, который толкает муфту свободного хода с шестерней (бендикс) в зацепление с маховиком. Одновременно контактная пластина замыкает пятаки, посредством которых подается напряжение на запуск электродвигателя стартера.

    Типовая функциональная схема стартера настолько продумана и опробована, что различие моделей пусковых устройств заключается лишь в конструктивных особенностях и материалах, из которых изготовлены узлы.

    Тем не менее, у стартеров есть свои уязвимые места:

    • втягивающее реле;
    • щетки электродвигателя;
    • пятаки;
    • вилка;
    • муфта свободного хода;
    • шестерня;
    • коллектор якоря;
    • втулки якоря;
    • демпферная пружина.

    Собственно, практически каждый узел этого устройства в процессе эксплуатации может придти в негодность. Это связано, прежде всего, с тем, что при запуске, особенно в холодное время года, стартер отдает большую мощность, испытывает предельные нагрузки, через него протекают огромные токи.

    Подключаем реле к стартеру

    Итак, первым делом необходимо убедиться, есть ли у вас инструменты: АКБ, щуп и элемент системы запуска двигателя. Система запуска мотора состоит и функционирует благодаря следующим составляющим: АКБ, стартер, реле, провода, выключатели зажигания и система блокировки запуска.

    Теперь давайте разберемся, что происходит, когда вы заводите машину. Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, напряжение от АКБ проходит через стартер, потом происходит смещение реле, шестерня привода соединяется с маховиком, контакты замыкаются, и двигатель заводится.

    Для того чтобы вы смогли отрегулировать систему, необходимо отключить провода обмотки напряжения от реле (вывод обозначен как «М»). Потом отключите АКБ (ту, что рассчитана на 12В), подсоедините ее с выводом «М» и «S» (такое обозначение вы также увидите на выводах). После проделанных вами действий произойдет смещение шестерни привода. Чтобы подсоединить реле к стартеру, нужно щупом сделать осмотр зазора между шестерней и упором. Если есть необходимость, можете сделать регулировку прокладки между реле и приводом, сняв или соответствующим образом установив её.

    Лада 2110 PhiX Бортжурнал Дополнительное, разгрузочное реле стартера ВАЗ 2110

    Всем привет! Расскажу об очень полезной доработке, которая пригодится для владельцев пожилых ВАЗ 2110.Многие десятководы сталкивались с проблемой, когда в жаркую погоду горячий мотор не реагирует на движение ключа. Стартер не крутит и приходится идти под капот с отверткой, замыкать контакты на прямую.В случае, когда стартер исправен(в моем случае он вообще новый), виновником этой неприятности может являться контактная группа замка зажигания. Со временем контактная група в замке зажигания изнашивается или подгорают токосъёмные контакты. Эту проблему успешно решает установка дополнительного, разгружающего реле. Кстати, такое реле на многих автомобилях устанавливается с завода.

    Для установки этого реле нам потребуется:4-х контактное реле с металлическим ушком (30-40А); 80рПровода 1,5кв.мм; около трех метров -80рколодка под реле — 1шт; 20рРазъём плоский типа «папа» -1шт;Разъём плоский типа «мама» -1шт;Наконечники кольцевые — 2шт.Изолента, термоусадка, гофра.

    Собираем всё это дело по следующей схеме.

    Реле нужно обезопасить от попадания влаги, для этого, я использовал толстую термоусадку, в которую целиком одел колодку реле.

    После сборки, проверяю релюшку подключив к ЛБП.

    Обратите внимание на лабораторный блок питания, амперметр показывает ток, который потребляет реле. Ток всего 0.12А и именно этот ток будет бежать через контактную группу замка зажигания

    Для сравнения, ток срабатывания втягивающего по разным источникам от 10 до 30А! Чаще всего речь идет о 20-25А где 20А ток втягивающей обмотки и 5 ампер удерживающей обмотки.

    Очевидно, что такие токи будут не по душе контактной группе замка зажигания. Реле отлично решает эту проблему.

    Провел ещё эксперимент, покрутил напряжение в сторону уменьшения, реле срабатывает вплоть до 7В, на 6В уже не работает, но этого вполне достаточно, т.к. втягивающее не сработает уже при 8 вольтах.

    Подводим проводку к стартеру.

    Сдёргиваем красный проводок с плоского вывода тягового реле и плотно вставляем в разъём этого провода «папку» с проводом от новой релюшки. По этому проводу теперь питается катушка новой релюшки.Провода с кольцевым наконечниками подключаем к клеммам АКБ.

    Провод от контакта 30 новой релюшки с «мамкой» надеваем на освободившейся контакт тягового реле. По этому проводу плюс поступает на катушку тягового реле.

    Устройство

    Конструктивно стартер КамАЗа представляет собой электрический двигатель с тяговым реле и механическим приводом. Устанавливается данный механизм на картере маховика (находится с левой стороны двигателя). Крепится он на трех болтах со шпильками.

    В основе механизма лежит 4-полюсный электродвигатель с последовательным возбуждением. Также в конструкцию стартера входят следующие элементы:

    • Вал привода.
    • Якорь.
    • Задняя и передняя крышка.
    • Коллектор.
    • Щеточный узел.
    • стартера КамАЗа.
    • Обмотка возбуждения.

    Все это объединено в металлический корпус. Внешне стартер КамАЗа выглядит так, как показано на фото ниже.

    Корпус делается из малоуглеродистой стали. Она служит магнитопроводом, где крепятся сердечники. Корпус закрывается крышками. Задняя скрывает щеточный узел. Передняя – механизм привода. Возбуждающая обмотка разделяется на параллельные ветви, в которых используются последовательно-соединенные катушки. В качестве обмотки используется медный провод с прямоугольным сечением. Один его конец подключается к положительным щеткам, а второй – к изолированному выводу корпуса.

    Все катушки пропитываются специальным лаком и дополнительно оплетаются хлопчатобумажной лентой. Витки изолируются кабельной бумагой.

    Демонтаж стартера и диагностика неисправностей

    Демонтаж стартера производят в следующей последовательности:

    1. Отсоединяют отрицательную клемму аккумуляторной батареи. Перед отключением АКБ необходимо проверить выключение зажигания. В некоторых автомобилях, если отключить аккумулятор при включенном зажигании, может «отвязаться» иммобилайзер, это серьезная проблема.
    2. Отсоединяют положительную клемму АКБ. Отключают толстый и тонкий провод от клемм аккумуляторной батареи.
    3. Выкручивают болты крепления АКБ (обычно их три). В некоторых автомобилях перед этим необходимо снять некоторые узлы в подкапотном пространстве. Лучше воспользоваться руководством по ремонту автомобиля для определения последовательности демонтажа. Во многих автотранспортных средствах снятие стартера производится со стороны днища.

    После снятия стартера можно проверить его работоспособность отдельно от автомобиля. Для этого соединяют минусовую клемму с корпусом стартера проводником сечением не менее 6 кв.мм, плюсовую клемму – с болтом на втягивающем реле ближе к корпусу электродвигателя стартера. Двигатель должен вращаться.

    Видео — как проверить стартер на аккумуляторе:

    Отсутствие вращения электродвигателя – признак износа щеток либо неисправности коллектора.

    Далее проверяют работоспособность втягивающего реле, пятаков и вилки. Для этого переключают положительный толстый провод на клемму болта втягивающего реле, удаленного от корпуса электродвигателя. Подключают проводник к управляющему выводу втягивающего реле, подключают его к положительной клемме АКБ.

    Должно быть уверенное срабатывание (щелчок) втягивающего реле. Вилка должна приводить в движение бендикс (муфту с шестерней) до упора. Электродвигатель стартера должен стабильно вращаться.

    Желательно произвести включение-выключение стартера несколько раз, при этом следить, чтобы бендикс передвигался на полную длину и без заеданий.

    Если вилка стартера иногда залипает, ее необходимо менять.

    Далее следует проверить биение вала электродвигателя при отключенных проводниках. Для этого нужно перемещать вал двигателя в поперечном направлении. Даже небольшие зазоры в области вал-втулка могут привести к смещению вала и механическому контакту якоря со статором.

    Электродвигатель будет вращаться медленнее, притормаживаться, в конечном счете, перегреваться. В процессе проведения регламентных работ стартера втулки подлежат обязательной замене.

    Для контроля износа щеток в большинстве случаев необходима полная разборка стартера. Для многих моделей это не представляет труда. С тыльной стороны стартера снимается ограничительное кольцо якоря, далее откручиваются сквозные болты стартера, производится его разборка.

    С фронтальной стороны есть винты для снятия кожуха вилки и втягивающего реле. Как правило, щетки стартера исполнены в отдельном узле и меняются одновременно.

    Представляет некоторую трудность помещение коллектора в область щеток. Можно при помощи тонкой нитки искусственно утопить щетки, потом вставить якорь и удалить нитки.

    На разобранном стартере легко проверить износ вилки, бендикса, работоспособность обмотки втягивающего реле. Если имеется видимый износ коллектора, в процессе регламентного ремонта его растачивают.

    После проведения ремонтных работ стартер собирают, контролируя центрирование вращающихся частей, далее проверяют работоспособность, не устанавливая на двигатель.

    После этого производят установку на двигатель, подсоединяют проводники, после чего подключают аккумуляторную батарею.

    Обычно после проведения комплекса регламентных работ стартера в полном объеме (замена щеток, расточка стартера, замена втулок, вилки, бендикса в случае необходимости, чистка внутренних поверхностей) стартер будет исправно работать в течение трех-четырех лет.

    Для того, чтобы стартер прослужил дольше, следует выполнять следующие правила:

    • не производить непрерывный старт двигателя длительностью более 15 секунд;
    • при периодических отказах запуска стартера или нештатных шумах следует немедленно разобраться в причинах неисправности и ее устранить;Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

    Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

    Меховая накидка на автомобильное кресло

    Как подключить стартер?

    Нормальный запуск двигателя машины невозможен без налаженной системы запуска, и если правильно подсоединить АКБ (аккумуляторную батарею), она без проблем даст сигнал к включению стартера. Из нашей статьи вы узнаете, как подключить стартер в автомобиле, а точнее, как подсоединить тяговое реле самостоятельно.

    Неисправности и ремонт стартера

    КамАЗ – весьма ремонтопригодный грузовик. При возникновении неисправностей устранить поломку можно самостоятельно. Рассмотрим типичные проблемы со стартером Ст-142б:

    1. При включении зажигания устройство не срабатывает. В данном случае необходимо проверить обмотку тягового реле. Возможно, произошло короткое замыкание или обрыв цепи. В зависимости от характера поломки требуется заменить втягивающее. Также причиной поломок может послужить отсутствие контакта между щетками и коллектором. В данном случае проверяют давление щеточных пружин. Если оно составляет меньше 1,8 кгс, элемент меняют на новый.
    2. Не срабатывает тяговое реле. Необходимо проверить обмотку дополнительного реле и убедится в целостности втягивающей обмотки. Также проверяют надежность контакта в цепи и все соединения.
    3. При включении стартера появляются характерные щелчки дополнительного реле. Приводная шестерня заедает о венец маховика. Возможно, причина скрывается в неправильно настроенном моменте замыкания контактов тягового реле. Как исправить это? Зазор выставляют между шестерней и упорной шайбой. Далее, проверяют работу механизма. Если симптомы повторяются, возможно, была забита торцевая часть привода стартера или зубьев венца маховика. Устранить неисправность можно несколькими способами. Первый – восстановить зубья при помощи наплавки. Второй – заменить венец маховика либо шестерню привода. Третий способ подразумевает зачистку неровностей на зубьях.
    4. Во время работы якорь проворачивается, но не взаимодействует с маховиком. Коленчатый вал не прокручивается. В этой ситуации требуется проверить целостность зубьев маховика, а также приводной шестерни. Также производят повторную регулировку стартера.

    Дополнительное реле стартера ВАЗ 2110 схема

    Скачать Реле стартера ваз 2110 фото 1 бесплатно.

    Дополнительное реле на стартёр.

    1.5 Панель приборов и органы управления ВАЗ 2170.

    Установка дополнительного реле стартера.

    Схема проверки реле стартера.

    Скачать схему подключения реле стартера уаз 3962 с цифрами.

    b Реле/b b стартера/b.

    Четырехконтактное реле схема.

    Когда стартёром крутишь, генератор вроде начинает работать и релюшка возьмё…

    Установка дополнительного реле стартера на Ваз 2112 – YouTube. реферат безр…

    Проблема легко решается, если ввести в схему дополнительное реле.

    Цитата. эта схема актуальна для генераторов. забыл подписать: лампа на щитк…

    Проводка эл/бензонасоса ВАЗ-2107 инж.

    Похоже что 17 это и есть реле стартера на твоей картинке.

    Схема подключения стартера ваз 2110 инжектор.

    Дополнительное реле стартера.

    Схема включения стартера на автомобилях семейства LADA SAMARA.

    Ребят , надо поставить дополнительное реле стартера .Вот эта схема рабочая …

    Реле ставится вот так.

    Схема дополнительного реле стартера ваз 2110.

    На На схеме приведенной мной видно как осуществляется подсоединение стартер…

    Последовательность контроля работоспособности стартера

    Если при переводе ключа зажигания в положение «Старт» стартер не подает никаких признаков жизни, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

    1. Измерить мультиметром напряжение на клеммах аккумулятора. Должно быть не менее 12 Вольт для запуска двигателя. Если меньше, следует зарядить аккумуляторную батарею.

    2. Далее необходимо произвести измерение качества шины «земля» автомобиля. Следует проверить контакты шины «минус АКБ» — кузов автомобиля и «минус АКБ»-корпус двигателя, собственно, стартера. Это лучше сделать, включив зажигание, и измеряя напряжения между минусом АКБ, металлическими элементами корпуса двигателя и зачищенными элементами кузова двигателя. Напряжения должны быть строго 0,0 Вольт. Если больше, возможно нарушены контакты соединений.

    3. Перед проведением дальнейших действий лучше . Во многих автомобилях запуск двигателя может блокировать иммобилайзер, возможно, требуется привязка ключа. Неисправность узлов автоматической коробки переключения передач также может ввести режим запрета на запуск авто.

    4. Для дальнейшей диагностики стартера требуется электрическая схема автомобиля и схема расположения реле и предохранителей. Система запуска автомобиля может быть организована одним из двух способов. В автомобилях более ранних годов выпуска напряжение на втягивающее реле стартера подавалось непосредственно с контактной группы замка зажигания. Неисправность контактной группы приводит к отсутствию напряжения, подающегося на втягивающее реле. В таком случае необходимо проверить наличие контактов по схеме подключения замка зажигания. В современных автомобилях для управления срабатыванием стартера используется реле стартера, обычно устанавливаемое в блоке реле и предохранителей в подкапотном пространстве. Необходимо проверить исправность реле, наличие на его входном контакте напряжения +12 Вольт. Можно принудительно включить стартер, замкнув контакты реле.

    5. Далее переходят непосредственно к работам со стартером. Он обычно расположен в области маховика. Более удобное расположение – между двигателем и радиатором системы охлаждения. В этом случае доступ к нему упрощен. Хуже, если стартер расположен за двигателем под выпускным коллектором. В любом случае, необходимо отследить путь пролегания проводов, идущих от стартера. От него отходят два проводника: один толстый (сечение не менее 25 кв.мм.) для запуска электродвигателя и тонкий – для управления втягивающим реле.

    6. В первую очередь необходимо в удобном месте зачистить тонкий проводник, подсоединить к нему провод сечением не менее 2 кв.мм. и заизолировать место соединения. Затем перевести коробку передач в нейтральное положение. После этого соединить подключенный проводник к положительной клемме . Если при этом не последует никаких действий со стороны стартера, возможны следующие варианты:

    • неисправность обмотки втягивающего реле (обрыв);
    • износ щеток электродвигателя стартера;
    • поломка ламелей коллектора;
    • обрыв обмотки якоря;
    • отсутствие контакта на разъеме тонкого провода (часто встречается, когда тонкий проводник приходит в разъем «под фишку», его иногда достаточно просто пошевелить);
    • отсутствие заземления на корпусе двигателя автомобиля (для большей уверенности можно мощным проводом соединить корпус двигателя с минусом АКБ).

    7. Если втягивающее реле сработало уверенно, но электродвигатель стартера не вращается, следует проверить наличие напряжения + 12 Вольт на выходе толстого проводника. Он обычно имеет соединение «под гайку», иногда контакты подгорают и обугливаются. В таком случае следует снять и зачистить контактные зоны. Также следует проверить соединение толстого проводника в области положительной клеммы аккумуляторной батареи.

    8. С помощью мультиметра можно проверить сопротивление обмотки втягивающего реле (между подсоединенным проводником и корпусом двигателя оно должно быть в пределах от 3 до 20 Ом для различных типов стартеров).

    9. В случае, когда предыдущие действия не привели к положительному результату, необходимо приступить к диагностике неисправности на снятом с автомобиля стартере.

    Видео — как замкнуть стартер на прямую, если он не крутит:

    Разновидности

    Существует несколько типов данных механизмов:

    • Редукторный.
    • Безредукторный.

    Стартер КамАЗа относится к первому типу устройств. Данный механизм является наиболее мощным, поскольку здесь передачу крутящего момента с якоря на шестерню осуществляет редуктор. Такие стартеры обладают не только высокой мощностью, но и хорошим пусковым моментом. Также они имеют большой срок эксплуатации. Данные виды стартеров используются на 90 процентах современных автомобилей.

    Что касается безредукторных элементов, они действуют следующим образом. После поступления напряжения на электромагнитный включатель, шестерня бендикса перемещается и зацепляет венец маховика. Ток поступает на якорь. Происходит вращение. Шестерня с валом совмещаются благодаря муфте свободного хода. После успешного запуска двигателя данное соединение ослабляется. Подача тока прекращается, и шестерня возвращается в свое исходное положение. Ввиду низкого КПД и малой ремонтопригодности, безредукторные элементы практически не используются в автомобильной отрасли.

    Как заменить предохранитель центрального замка на Ваз 2110 своими руками

    Отлично, теперь перейдем к пошаговой инструкции замены реле стартера на Ваз 2110 своими руками:

    1. Нажимаем на выключатель крышки блока предохранителей и опускаем его вниз.
    2. Берем крестовую отвертку и отворачиваем саморез крепления защелки и вытаскиваем ее.
    3. Теперь вынимаем блок предохранителей из крышки и переворачиваем его
    4. Теперь отсоединяем все штекеры с проводами и вынимаем блок предохранителей.
    5. При помощи шипцов вынимаем вышедший из строя предохранитель отвечающий за прикуриватель, напоминаю его обозначение на схеме R7 и заменяем его на новый.
    6. Собираем все в обратном порядке.

    Белорусский стартер ваз 2109

    Как-то в прошлом году летом начал парить мозг стартер. Сопровождалось это тяжким его кручением на горячую И решил я его разобрать для ревизии. Сняв стартер, обнаружил, что вал болтается как «ведро в прорубе».
    Разбираю значит свой стартер, и обращаю внимание на втулки промежуточной опоры с задней крышкой (в опоре средней втулка была хорошо разбита )

    Далее посмотрел на щетки, износ где-то50%(обратил внимание на то, что они приварены к выводам щеткодержателя и обмотке статора, наверно они не меняются подумал) и пощел в магазин за втулками(ну думал типа все запчасти на него есть в магазах)

    Спросив втулки на стартер 2108 мне дали две какието одна из которых со шляпкой и в среднюю опору просто напросто проваливается(а втулки на стартера кзатэ), тогда продаван посмотрев среднюю опору спросил: «У тебя че за стартер то такой? «.

    Продаван сказал, что такие стартеры не ремонтируют, на них нет запчастей.

    Не имея денег на новый стартер возвращаюсь в гараж, поменяв заднюю втулку в крышке(нашел в гараже от какого-то другого стартера) собираю все обратно промазав его смазкой. и проблема моя ушла.

    И вот в феврале месяце появилась новая трабла. При попытке завести бывало что крутить начинало не с первого раза(реле, втягивающее походу выделывается).полез искать инфу на драйв про свой стартер и натыкаюсь на статью deadmem0ries посетила мысль, что сделать его все таки можно и попер снимать.
    Узнав, что щетки подходят от волги я полез смотреть каталоги (с какого конкретно стартера подходят щетки).
    вот что увидел:

    купил я значит втулки и щетки в магазе запчастей ГАЗ, и принялся за работу. Откусив старые щетки и припоял новые. К стати щеточный узел один в один с двумя новыми щетками тоже видел в интернете(от уаза):www.bazashop.ru/product_530432.html

    ремонт втягивающего описывать не буду, он описан в статье у deadmem0ries сама статься
    Попутно просматривая остальные детали стартера смазав собрал его. теперь все работает, крутит ка новый

    Если не крутит стартер ВАЗ 2109, водителю необходимо сразу производить его диагностику, а также выполнять требующийся ремонт, так как неисправности данного механизма автомобильной системы пуска могут привести к печальным последствиям.

    Несколько слов о стартере девятки

    Перед тем, как мы научимся использовать ремкомплект интересующего нас стартера, давайте разберемся, что собой представляет данный механизм. Он является элементарным электродвигателем с четырьмя полюсами и щетками, который крепится к зубчатому венцу маховика. На «девятках» разных лет выпуска монтировались следующие модели стартеров: 29.3708; 5712.3708; 423.3708.

    Любой из них работает по смешанному принципу возбуждения, располагает тяговым реле с двумя обмотками. Различия между этими стартерами заключаются в конструкции коллекторного устройства и привода. Так, у механизма модели 423 коллектор имеет цилиндрический тип, у 29 – торцевой, а у стартера 5712 в приводе устанавливается планетарный редуктор. Ремкомплект же у них абсолютно идентичный, как, впрочем, и их неисправности.

    Почему не крутит стартер ВАЗ 2109?

    В тех случаях, когда при запуске механизма вы слышите 2–3 щелчка, которые идут друг за другом, а стартер при этом не срабатывает, это может сигнализировать о таких неполадках: клеммы автомобильного аккумулятора ослабли либо окислились; АКБ разрядилась; сердечник стартера не фиксируется специальной удерживающей обмоткой.

    Если при включении до вашего слуха доносится только один щелчок, и пусковое устройство не срабатывает, причина кроется в одном из следующих элементов:

    • в обмотке (произошло ее замыкание);
    • в бендиксе (нет напряжения от реле из-за стертых зубьев);
    • в силовых болтах (вероятнее всего, они подгорели, поэтому напряжение находится на отметке менее 12 вольт);
    • в щетках якоря либо его втулке (произошел их износ);
    • в вилке, которая соединена с бендиксом (вилка не проталкивает его из-за деформации или поломки, что приводит к размыканию контактов).

    А вот тогда, когда при запуске никаких щелчков нет, профессионалы рекомендуют заменить ключ стартера либо кольцо, которое располагается в редукторе. Также полная тишина может сигнализировать о том, что на обмотке случилось короткое замыкание. Подтверждением к.з. обычно служит дым и ощутимый «аромат» горелой изоляции.

    Отметим, что иногда подготовленный ремкомплект для ремонта стартера может и не понадобиться. Водитель демонтирует механизм, чтобы проверить его элементы, пытается найти неисправности, но видит, что все они без исключения находятся в нормальном состоянии. В данном случае рекомендуется отложить ремкомплект и выполнить чистку компонентов стартера, а затем их смазку. Как правило, система снова начинает функционировать.

    Ремонт стартера ВАЗ 2109 – схема выполнения работ

    Теперь мы расскажем, как проверить описываемый механизм «девятки» и устранить найденные неисправности. Сначала выкручиваем крепеж, который держит щиток, затем удаляем шланг из воздухозаборного устройства и снимаем щиток. Для демонтажа стартера осуществляем далее указанные действия:

    • откидываем провод от клеммы АКБ;
    • отключаем разъем стартера от реле;
    • убираем провод (открутив гайку) с болта реле;
    • откручиваем крепежные болты, чтобы демонтировать защиту картера;
    • в нижней части двигателя автомобиля отворачиваем имеющиеся гайки, после чего откручиваем еще один крепежный элемент, который находится в верхней части моторного отсека.

    Теперь стартер можно свободно снять и проверить его. Проверка обычно начинается с тягового реле.

    А выполняется она так – на корпус подаем «минус», на вывод реле – 12-вольтное напряжение, подсоединяем омметр к болтам-контактам. На приборе при исправном реле фиксируются колебания напряжения (болты замыкаются и размыкаются). В случае, когда указанных «скачков» нет, берем новое реле и устанавливаем вместо того, которое вышло из строя.

    При помощи омметра можно сразу обследовать и обмотку на предмет наличия замыкания между ее витками и корпусом из металла. Осмотрите также коллектор. Ни на нем, ни на обмотке не должно быть никаких следов нагара. Если таковые имеются – это очень плохо, их необходимо очистить, используя наждачную бумагу. Затем нужно осмотреть обмотку якоря и удостовериться (снова применяем омметр) в отсутствии короткого замыкания на ней.

    Далее следует проверить работоспособность щеток. Чтобы добраться до них, необходимо демонтировать со стартера его крышку, после чего открутить винт, который фиксирует провода, имеющиеся в устройстве. Щетка без проблем выйдет со своего места после того, как вы сожмете расположенную над ней пружину. Высота щетки обязана быть 12 и более миллиметров. При меньшей высоте берите ремкомплект и ставьте новую деталь.

    Также ремкомплект системы пуска «девятки» содержит сменные шестерни муфты. Если на старой шестерне вы видите сколы и зазубрины, желательно заменить ее. Иногда видимых дефектов на данном компоненте нет. В этом случае рекомендуется покрутить шестерню в одну сторону (она должна вращаться без затруднений), а потом попытаться прокрутить ее в обратном направлении. Исправная деталь застопорится при прокрутке в обратную сторону.

    В очень редких случаях требуется установка новой втулки. Эта процедура проводится за пару минут. Профессионалы советуют перед сборкой узла обработать моторной смазкой все элементы стартера, которые соприкасаются друг с другом, а также смазать литолом элементы, сделанные из пластмассы. Такую процедуру желательно выполнить даже при очень хорошем состоянии компонентов пускового механизма. Ремонт окончен! Собирайте стартер в обратном порядке и смело заводите свою «ласточку».

    426.3708000

    Посмотреть аналоги:

    Код Артикул Название
    084538 Стартер ВАЗ-2108,2109,2113-2115 редукторный 1.55 кВт КЗАТЭ (ЗиТ) >20 шт.
    766765 Стартер ВАЗ-2108,2109,2113-2115 редукторный z=11 1.4кВт ПРАМО-ЭЛЕКТРО 13 шт.
    700923 Стартер ВАЗ-2108,2109,2113-2115 АТЭ-1 1 шт.
    977375 Стартер ВАЗ-2108,2109,2113-2115 редукторный 1.55кВт ELPROM ELHOVO нет
    553596 Стартер ВАЗ-2108,2109,2113-2115 редукторный 1.44кВт СТАРТВОЛЬТ 2 шт.
    559701 Стартер ВАЗ-2108,2109,2113-2115 редукторный 1.55кВт AE 3 шт.

    Характеристики: Стартер ВАЗ-2108,2109,2113-2115 z=11 1.3кВт БАТЭ

    Сертификаты

    Дополнительное описание

    Стартер

    Комплектующие:
    – привод 426.3708600
    – реле 426.3708800
    – якорь 426.3708200
    – крышка со стороны привода 426.3708400
    – крышка со стороны катушки 42.3708300
    – траверса 426.3708310
    – катушка 425.3708110-10
    – крышка реле 63.3708890
    – катушка реле 42.3708880

    Стартер 426.3708 предназначен для запуска двигателей автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций, работающих при температуре окружающего воздуха от -40°C до +45°C и влажности до 90±5% при температуре 27±2°C, в том числе и автомобилей, поставляемых на экспорт, а также в запасные части к ним.

    Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным реле и муфтой свободного хода. Выпускается в едином исполнении и рассчитан для эксплуатации в условиях умеренного и тропического климата. Стартер относится к восстанавливаемым, обслуживаемым изделиям.

    Режим работы стартера кратковременный длительностью до 10 с. При отрицательных температурах допускается длительность работы до 15 с. Стартер питается от аккумуляторной батареи емкостью 55 А·ч.

    Стартер испытан и одобрен АО «АвтоВАЗ» г.Тольятти, которое является основным потребителем.

    Технические характеристики

    Номинальное напряжение, В: 12
    Емкость аккум. батареи, А·ч: 55
    Номинальная мощность, кВт: 1.37
    Направление вращения: левое
    Масса стартера, кг: 6.0
    Потребляемый ток тягового реле
    втягивающей обмотки, А: 43
    удерживающей обмотки, А: 12
    Шестерня привода
    Количество зубьев: 11
    Модуль, мм: 2.116
    Угол исходного контура, град: 12

    Использована информация: ОАО «БАТЭ»

    Статьи о товаре

    Стартер автомобильный: запуск двигателя без рук

    Стартеры БАТЭ. Технические характеристики, фотографии

    Применяемость

    Марка Модель Наименование по автокаталогу Чертеж
    ВАЗ ВАЗ-2108 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-2108 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-2108 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-2108 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-2109 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-2109 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-2109 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-21099 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-21099 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование
    ВАЗ ВАЗ-21099 Стартер Электрооборудование / Электрооборудование

    Где еще применяется запчасть

    Представленные данные о запчастях на этой странице несут исключительно информационный характер.