Замена шаровых опор своими силами

Если со стороны колес слышатся неприятные стуки, в основном на разбитой дороге, то скорее всего дело в шаровых опорах. На ВАЗ 2106 замена шаровых опор не самое приятное занятие, особенно если у вас нет специального съемника для выполнения этой работы. Итак, основной перечень инструментов, который понадобится для этого ремонта, приведен ниже:

  1. Ключ на 22 комбинированный и на 13
  2. Головка на 13
  3. Трещоточная рукоятка
  4. Вороток
  5. Монтировка
  6. Молоток

инструмент для замены шаровых опор на ВАЗ 2106

Так как на автомобилях Жигули семейства «классики» на каждой стороне находится по две опоры, вверху и снизу, то ниже буду рассказывать о каждой процедуре по отдельности. Но сначала стоит представить мой видео обзор выполнения данной процедуры.

Видео инструкция по замене шаровой опоры ВАЗ 2106

Представленный видео ролик я сделал совсем недавно и подготовил его именно для этой статьи.

Если вдруг возникли проблемы с воспроизведением, то ниже ознакомьтесь с фото руководством Замена шаровых опор .

Замена шаровых опор. Порядок замены верхней опоры на ВАЗ 2106 — фото отчет

Верхняя шаровая меняется гораздо легче чем нижняя, поэтому с нее и начнем. Первым делом необходимо поддомкратить переднюю часть автомобиля с той стороны, где будет производиться замена. Выворачиваем руль до конца влево, чтобы все это удобнее было делать.

Затем снимаем колесо и откручиваем гайку крепления шаровой опоры к ступице. Можно упереться ногой в тормозной диск, чтобы эта часть передней подвески оставалась неподвижной. Наглядно процедуру я показал на фотографии ниже:

откручиваем крепление шаровой опоры к ступице на ВАЗ 2106

Гайку откручивать до конца не буду, чтобы можно было в нее упереться потом. Теперь необходимо вставить монтировку между гайкой опоры и ступицей, и хорошенько рывками дергать ее вниз, приложив немало усилий. Возможно, придется попрыгать на монтировке ногой, чтобы шаровая выскочила со своего места. Результат я показал на фото ниже, где видно, что палец опоры вышел из отверстия ступицы.

Замена шаровых опор на ВАЗ 2106

Теперь можно до конца откручивать нижнюю гайку крепления, после чего нужно отвернуть три болта, которыми опора крепится к рычагу:

откручиваем три гайки крепления шаровой опоры к рычагу на ВАЗ 2106

После того, как все откручено, можно спокойно вынимать шаровую, так как ступица отойдет в сторону:

Замена шаровых опор на ВАЗ 2106

Поднимаем ее и все готово:

замена верхней шаровой опоры на ВАЗ 2106

Установка проводится в обратной последовательности. Сначала вставляем опору в рычаг и затягиваем три болта:

вставляем новую шаровую опору на ВАЗ 2106

Теперь поднимаем ступицу и совмещаем болт опоры и отверстие, как я наглядно продемонстрировал ниже на фото:

sovm-sar

Теперь придавливаем сверху рычаг рукой, нажима с достаточным усилием, чтобы можно было наживить гайку, и закручиваем все основательно.

Замена шаровых опор ВАЗ 2106

Замена шаровых опор

Теперь немного расскажу о замене с нижней стороны, хотя по большому счету данная процедура проводится аналогично., но немного сложнее.

Как поменять нижнюю шаровую на ВАЗ 2106

Снизу все более проблематично, хотя смысл остается таким же. Отвернуть крепление к ступице:

замена нижней шаровой опоры на ВАЗ 2106

Выбить ее довольно сложно, так как вставить монтировку практически некуда, поэтому можно сделать это следующим образом — ударами молотка по месту, где вставлен палец опоры. После продолжительных ударов она должна выскочить. Потом остается отвернуть три болта крепления к рычагу:

Замена шаровых опор

Замена шаровых опор закончена. Установка происходит в обратном порядке. Цена новых деталей составляет около 500 рублей за пару.

Замена нижней шаровой опоры ваз 2106-2103

Замена верхних и нижних шаровых опор на ВАЗ 2106

Шаровые опоры в силу своей конструкции ремонту не подлежат. Потому что невозможно восстановить в условиях гаража поверхность стёртого шарового пальца. Так что единственный вариант ремонта этой детали — замена. Но перед началом работы подберём необходимый инструментарий. Вот он:

  • домкрат;
  • гаечные рожковые ключи, комплект;
  • молоток;
  • новые шаровые опоры, комплект;
  • отвёртка плоская;
  • инструмент для выпрессовывания шаровых опор;
  • торцовые ключи, комплект.

Последовательность работы

Перед началом работы колесо, на котором планируется замена шаровой опоры, следует поднять с помощью домкрата, а затем снять, используя торцовый ключ. Эту подготовительную процедуру придётся провести при замене как верхней, так и нижней опоры.

После снятия колеса открывается доступ к подвеске автомобиля. На верхнем шаровом пальце есть крепёжная гайка. Она откручивается рожковым ключом.

Специальным инструментом палец выдавливается из кулака на подвеске.

Если подходящего инструмента под рукой не оказалось, то извлечь палец можно сильно ударив по проушине подвески молотком. Верхнюю часть шаровой опоры при этом необходимо поддеть монтировкой и выдавливать вверх.

Верхняя шаровая опора крепится к подвеске тремя гайками на 13, которые откручиваются рожковым ключом.

Теперь верхнюю шаровую опору можно снять и разобрать. Пластиковый пыльник с опоры снимается вручную.

После этого специальным инструментом нижняя опора выпрессовывается из проушины в подвеске.

Рожковым ключом на 13 отворачиваются крепёжные гайки, удерживающие шаровую опору в проушине, после чего нижняя опора извлекается.

  • Изношенные шаровые опоры заменяются новыми, после чего производится обратная сборка подвески ВАЗ 2106.
  • Видео: меняем шаровые опоры на классике

    Поскольку выдавить старую шаровую опору из проушины — задача ещё та, народ, чтобы облегчить себе жизнь, прибегает ко всяческим ухищрениям, зачастую довольно неожиданным. Если палец не удаётся достать из проушины с помощью инструмента, обычные люди пользуются составом WD-40. Но один мой знакомый механик решал эту проблему намного проще: вместо дорогущего WD-40 он лил на ржавые опоры обычную жидкость для мытья посуды — FAIRY. С его слов выходило, что работает она ничуть не хуже хвалёного WD-40. Единственной проблемой, по его словам, было то, что пальцы «дольше откисают»: после WD-40 опоры можно извлекать через 15 минут, а FAIRY «срабатывала» где-то через час. А ещё тот мастер начинал непечатно ругаться при упоминании вышеуказанных французских опор, утверждая, что «французы нынче пошли негодные, хотя раньше были ого-го». На мой вопрос об альтернативе «французам» мне было рекомендовано «ставить кедр и не париться». Оно, мол, дёшево и сердито.

    Как видим, замена шаровых опор на ВАЗ 2106 — занятие весьма трудоёмкое. Кроме того, для выпрессовывания старых опор требуется значительная физическая сила. Если у начинающего автолюбителя всё это есть, он вполне может воздержаться от визита в сервисный центр. Ну а если у человека всё-таки возникают сомнения в своих силах, то разумнее будет доверить эту работу квалифицированному автомеханику.

    Рекомендации по обслуживанию подвески ВАЗ 2101

    • При отсутствии личного опыта в обслуживании автомобиля, пользоваться услугами сертифицированных СТО, мастерских, предоставляющих гарантию на выполненные работы;
    • Покупать и устанавливать детали исключительно оригинального, заводского производства;
    • Не нарушать алгоритм установки;
    • Не пренебрегать рекомендациями мастеров, взять за правило умеренный стиль вождения;
    • Стараться эксплуатировать автомобиль на дорогах с ровным покрытием, с минимальным количеством ям, ухабов.

    При условии соблюдения предложенных рекомендаций, последующая профилактика элементов подвески через 10000 км, замена через 30 – 35 тыс. Ряд мотористов СТО советуют не дотягивать к указанному интервалу, а проводить профилактические работы уже на отметке 7 – 8 тыс. км. Для отечественного транспорта 10000 км — пробег большой. Диагностика на поздних периодах не всегда эффективна и способствует предотвращению поломок. Учитывая то, что модель давно снята с производства, а средний возраст составляет 30 – 35 лет, осматривать машину необходимо каждые две недели.

    Назначение шаровых опор ВАЗ 2107

    Шаровая опора (ШО) представляет собой обыкновенный шарнир, встроенный в подвеску ВАЗ 2107 и позволяющий колесу перемещаться только в горизонтальной плоскости. При этом она ограничивает возможность движения колеса в вертикальном направлении.

    Шаровые опоры на последних версиях ВАЗ 2107 стали более компактными

    Шаровые опоры ВАЗ 2107 весьма недолговечны, поэтому их приходится часто менять.

    Конструкция шаровых опор ВАЗ 2107

    Раньше на легковых автомобилях не было шаровых опор. Их заменяли громоздкие шкворни, которые нужно было часто смазывать. Подвижность таких соединений оставляла желать лучшего. Это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на управляемости автомобиля. Конструкторы ВАЗ 2107 отказались от шкворней и установили шаровые опоры. Первые ШО состояли из:

    • корпуса;
    • шарового пальца;
    • пружины;
    • пыльника.

    Палец запрессовывался в неподвижную проушину, фиксировался мощной пружиной и закрывался пыльником. Эту конструкцию тоже нужно было периодически смазывать, но довольно редко (примерно два раза в год). Менять смазку шкворней приходилось каждую неделю.

    В дальнейшем ШО ВАЗ 2107 постоянно совершенствовались:

    • из конструкции исчезла пружина;
    • стальной пыльник был заменён на пластиковый;
    • неподвижная проушина, в которой фиксировался палец, стала компактнее и получила пластиковую внешнюю отделку;
    • ШО стали неразборными, то есть практически одноразовыми.

    Один знакомый водитель уверял меня, что нашёл отличный способ продлить жизнь пластиковым пыльникам. Перед установкой новых шаровых опор он всегда наносил на пыльники толстый слой силиконовой мази, которую автовладельцы используют для того, чтобы резинки на дверях машины зимой не замерзали. С его слов выходило, что пыльники после такой процедуры становятся практически «неубиваемыми». На мой вопрос, как мазь, предназначенная для резины, сможет улучшить качество пластика, мне было рекомендовано просто попробовать и убедиться во всём лично. К сожалению, руки до этого так и не дошли. Так что проверить эту водительскую находку я предоставляю читателю.

    Причины выхода из строя шаровых опор ВАЗ 2107

    Основные причины выхода ШО из строя следующие:

    1. Знакопеременная ударная нагрузка. В результате разрушается шаровой палец, запрессованный в проушину подвески. Опора сконструирована так, что ударные нагрузки, приходящиеся на шар пальца, очень велики. При низком качестве дорог эти нагрузки кратно увеличиваются. В таких условиях даже качественная ШО не сможет полностью выработать свой ресурс.
    2. Дефицит смазки. Под действием ударных нагрузок смазка из ШО постепенно выдавливается. Кроме этого, со временем смазка теряет свои оригинальные свойства.

    Разрушение пыльника. Пыльник защищает шарнирное соединение от попадания грязи. Если в нём появляется трещина, грязь, попавшая в шарнир, превращается в абразивный материал и стачивает поверхность шарового пальца.

    Признаки неисправности шаровых опор ВАЗ 2107

    К основным признакам неисправности ШО ВАЗ 2107 относятся:

      Посторонние звуки. Во время движения со стороны колеса начинает раздаваться стук или скрежет. Особенно отчётливо это проявляется на неровной дороге при скорости около 30 км/ч и обычно является следствием частичного разрушения шара на пальце опоры.

    Раскачивание колеса. При наборе скорости колесо начинает слегка раскачиваться в разные стороны. Происходит это вследствие люфта, возникающего в ШО из-за её износа. Ситуация довольно опасная, и люфт нужно оперативно устранить. В противном случае колесо на скорости может развернуться под прямым углом к кузову.

  • Скрежет и скрип при повороте руля влево или вправо. Причиной является отсутствие смазки в одной из ШО (обычно из строя выходит только одна из опор).
  • Неравномерный износ передних и задних шин. Это может произойти не только из-за неисправных ШО. Причиной неравномерного износа может стать неправильно выставленный развал и схождение колёс, недостаточное или избыточное давление воздуха в отдельных колёсах и т. п.
  • Правила выбора шаровых опор

    На эксплуатационный период, с которым будет работать шаровая, во многом влияют следующие параметры:

    • конструкция детали,
    • технология ее изготовления,
    • качество используемых в производстве материалов.

    Вопрос выбора качественных автомобильных запчастей всегда актуален для автовладельцев — ремонт ВАЗ 2107 с использованием дешевых подделок нецелесообразен. Понятно, что замена шаровой опоры требует тщательного подбора комплектующих. При покупке запасных частей потребуется проверка шаровых опор. Понятно, что прежде всего следует осмотреть упаковку предлагаемого вам изделия и отказаться от неизвестной китайской продукции в пользу отечественной. Однако изучением упаковки ограничиваться не следует — шаровую опору нужно также внимательно рассмотреть.

    При этом главной деталью опоры считается палец. Лучшим вариантом считается такой, когда палец изготавливается из высоколегированной стали (так, ТУ ВАЗовских моделей предусматривает в данном случае сталь 38ХГНМ). Наилучшей же технологией для изготовления признана холодная высадка с последующим проведением термообработки. Однако следует отметить, что подобный технологический процесс «под силу» только крупным промышленным предприятиям с соответствующими производственными мощностями. Более же мелкие конкуренты в данной отрасли используют для изготовления пальцев поперечно-клиновую прокатку. Такой метод изготовления приводит к получению менее надежных изделий.

    В идеале, замена шаровых опор должна производиться очень редко — качественное изделие сможет «пройти» не один десяток тысяч километров. Чтобы обеспечить такую долговечность, на подшипник наносят упрочняющий поверхностный слой, а шаровый палец и корпус подвергают закалке. Понятно, что, скажем, ремонт КПП бессмысленно выполнять комплектующими, за качество которых никто не может поручиться. То же относится и к шаровым опорам. При этом реалии современного рынка таковы, что на нем присутствует множество недобросовестных продавцов. Основным отличительным признаком подделки является ее цена. При этом визуальный внимательный осмотр изделия позволит вам не «нарваться» на подделку. Так, палец, получаемый методом холодной высадки, не имеет кромок, обработанных резанием. Цвет же такой детали весьма невзрачный, грязно-серый и неравномерный.

    Замена шаровых на ВАЗ 2107 — инструкция

    Понятно, что решая ряд эксплуатационных моментов — например, как заменить подшипник передней ступицы, вы должны, прежде всего, определиться с необходимым перечнем инструментов и последовательностью действий. Что же касается таких операций, как замена верхней шаровой на ВАЗ 2107 и замена нижней шаровой, то здесь последовательность такова:

    • с автомобиля снимается колесо,
    • элементы крепления шаровой опоры очищаются от загрязнений,
    • ослабляется гайка пальца верхней шаровой опоры,
    • палец выпрессовывается их поворотного кулака. При этом следует использовать съемник шаровых опор,
    • отворачивается гайка крепления шарового пальца, после чего он извлекается,
    • отворачиваются гайки крепления шаровой опоры к рычагу,
    • снимается верхняя шаровая опора вместе с чехлом и прижимной пластиной (последовательность операций идентична как для верхней, так и для нижней шаровой опоры),
    • производится установка заменяемых деталей. Прежде всего, проверяется наличие достаточного количества смазки в чехле.

    Сборка производится в обратном порядке. По окончанию сборочных работ обязательно нужно выполнить проверку углов установки передних колес.

    Источники
    • http://mylada.net/remont/zamena-sharovyx-opor-na-vaz-2107.html
    • http://vaz2106-remont.ru/zamena-sharovyx-opor-svoimi-silami/
    • http://autoremka.ru/podveska/zamena-sharovyx-na-vaz-2107-svoimi-rukami.html

    Самодельный съёмник сайлентблоков

    Резинометаллические элементы передней подвески удобно менять при помощи съёмника. Однако он есть далеко не у каждого. Поэтому приходится изготавливать приспособление самостоятельно, поскольку подручными инструментами демонтировать шарниры довольно сложно. Рассмотрим детальнее, как и из каких материалов можно сделать съёмник.

    Основными элементами съёмника являются втулки разного диаметра и болт с шайбами и гайкой

    Описание

    Для работы понадобится следующий перечень деталей и инструментов:

    • кусок водопроводной трубы длиной 3 см с внутренним диаметром 40 мм и наружным 50 мм;
    • шайба с внешним диаметром минимум 50 мм;
    • болт М12 длиной 7 см с шайбами;
    • два куска трубы длиной по 10 см и диаметром 40 мм;
    • тиски;
    • молоток;
    • смазка.

    Съёмник изготавливаем в следующей последовательности:

    Молотком расклёпываем часть трубы диаметром 40 мм, увеличивая его до 45 мм.

    Из трубы 40 мм нарезаем ещё два элемента для монтажа новых сайлентблоков.

    Вставляем болт с внутренней стороны проушины, а снаружи насаживаем наставку большего диаметра. Надеваем шайбу и зажимаем гайку, что приведёт к выдавливанию сайлентблока.

    Бьём молотком по оправке, загоняя деталь в проушину.

    Шарниры нижних рычагов меняем аналогичным образом. Убираем гайки и шайбы с оси рычага и задействуем большую наставку с шайбой, после чего заворачиваем гайку оси. Вместо болта используем саму ось.

    Заводим ось через отверстия, насаживаем на неё шарниры и ставим оправки с двух сторон. Запрессовываем детали, нанося удары сперва по одной, а затем по другой оправке.

  • Собираем подвеску в обратной последовательности.
  • Чтобы избежать неприятностей при управлении автомобилем, периодически необходимо осматривать состояние элементов подвески и своевременно менять не только сайлентблоки, но и другие детали, которые вышли из строя. Следуя пошаговым инструкциям и используя соответствующий набор инструментов, выполнить замену шарниров можно, не имея специальных навыков.

    Проверка состояния

    Проверить состояние опоры можно и самостоятельно. Вначале нужно внимательно ее осмотреть. Если при осмотре обнаружено, что пыльник поврежден и имеются на нем трещины, то лучше сразу произвести замену, даже при удовлетворительном состоянии элемента.

    Просто со временем все больше пыли и песка будет попадать внутрь, приводя к интенсивному износу, в итоге производить замену все равно придется.

    Если пыльник целый, то далее элемент проверятся на наличие люфта. Сделать это можно несколькими способами.

    Самый простой – вставить монтировку поверх рычага возле опоры так, чтобы конец монтировки упирался в кузов или подрамник.

    Затем с усилием пораскачивать монтировку, создавая ударные нагрузки на рычаг. При изношенной шаровой будет слышать отчетливый стук.

    Можно также колесо, со стороны которого доносится стук или скрип, выдомкратить. Затем попросить помощника выжать тормозную педаль, чтобы заблокировать колесо, после чего его пораскачивать.

    Значительный люфт колеса будет указывать на износ рассматриваемого нами элемента.

    Самой трудоемкой проверкой является снятие шаровой опоры и оценка ее состояния. Если палец свободно ходит в корпусе, имеется осевой люфт – деталь подлежит замене.

    Можно конечно провести проверку и при помощи специального оборудования или стендов, хотя зачастую достаточно и простых способов диагностики, указанных выше.

    Что ж есть хорошего в ВАЗ 2101?

    Начнем с того, что автомобиль морально устарел. Сегодня встретить знаменитую копейку в нормальном состоянии очень сложно. Но, как ни странно, у нее есть преимущества. Впрочем, как и у всего модельного ряда ВАЗ 2101-2107. Она заднеприводная (в хорошем смысле этого слова). Стоит заметить одну особенность — все дорогие модели автомобилей имеют именно задний привод! Некоторые, конечно, полный, но их стоимость оказывается еще выше. И, несмотря на то, что ВАЗ 2101 БУ стоит порядка 20-30 тысяч рублей (с учетом всех кризисов и прочих невзгод), его можно смело отнести к классу элитных автомобилей.

    Да, лет 30 назад эта модель пользовалась успехом, она реально была элитной (после Волги и ЗИЛа). Вот только не учли конструкторы стоимость производства. Ведь оказывается, что сделать автомобиль с передним приводом намного дешевле, нежели с задним. Карданный вал с крестовинами, как оказалось, повышают себестоимость. То же делают и рычаги ВАЗ 2101, которые являются неотъемлемой частью подвески. А если вспомнить про задний редуктор и полуоси? Короче, граждане, поставить четыре гранаты намного дешевле! Все, мы уже отнесли копейку к разряду дорогих машин, теперь она идет наравне с такими мировыми автогигантами, как БМВ, Мерседес. Но давайте поближе рассмотрим особенности передней подвески ВАЗ 2101?

    Шаровые опоры на ваз 2106: выбор и замена

    Автомобили уже давно уже стали более доступными, но от этого не увиличелось качество наших дорог. То что называется дорогой, больше похоже на «подрывные работы». Такое полотно сказывается негативно для всей подвески любого автомобиля. Сегодняшняя статья посвящена передней подвески семейству ВАЗ 2101 — 2106 и 2107. По сути мы говорим о классике — самой доступной и популярной модели российского автопрома. Передняя подвеска отечественной классики считается самой проблемной, чего не скажешь о задней. Здесь собраны различные узлы: амортизаторы, пружины, верхние и нижние рычаги. А также шаровые опоры, которые выходят из строя чаще всего. Именно о них и пойдет сегодня речь. Спрашивая про замена шаровых опор на ваз 2101 – 2106, люди чаще всего интересуются не сколько его сложностью замены, а сколько качеством самих шаровых опор в целом. Скажем прямо, на сегодняшний день на рынке отечественных запчастей выделяются сразу несколько фирм, которые готовы предложить отличные решения для каждого покупателя.

    Передняя подвеска

    На передке ВАЗовской «шестёрки» стоит более сложная конструкция подвески, поскольку спереди колёса являются управляемыми и именно на эту часть машины приходятся большие нагрузки. Подвеска передней части автомобиля является независимой двухрычажной с винтовыми цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.

    Схема передней подвески Ваз 2106: 1 — подшипники ступицы; 2 — колпак ступицы; 3 — гайка; 4 — цапфа поворотного кулака; 5 — манжета; 6 — ступица; 7 — тормозной диск; 8 — защитный чехол верхнего шарового пальца; 9 — верхний шаровой палец; 10 — подшипник (вкладыш) верхней опоры; 11 — верхний рычаг; 12 — буфер хода сжатия; 13 — изолирующая прокладка пружины; 14 — амортизатор; 15 — подушка крепления амортизатора; 16 — ось верхнего рычага; 17 — резиновая втулка шарнира; 18 — наружная втулка шарнира; 19 — регулировочные шайбы; 20 — поперечина подвески; 21 — подушка штанги стабилизатора; 22 — штанга стабилизатора; 23 — ось нижнего рычага; 24 — нижний рычаг; 25 — обойма крепления штанги стабилизатора; 26 — пружина; 27 — резиновая втулка пружины амортизатора; 28 — нижняя опорная чашка пружины; 29 — поворотный кулак; 30 — вкладыш обоймы нижнего шарового пальца; 31 — подшипник нижней опоры; 32 — нижний шаровой палец

    Поперечина

    Передняя балка является силовым элементом объёмной конструкции. Материалом изготовления изделия является сталь. Расположена поперечина в подкапотном пространстве снизу. На неё через подушки фиксируется силовой агрегат, а также нижние рычаги системы амортизации.

    Поперечина является силовым элементом, к которому крепится двигатель и нижние рычаги подвески

    Рычаги

    Подвеска передка состоит из четырёх рычагов — двух верхних и двух нижних. Нижние элементы фиксируются к поперечине с помощью оси. Между балкой и осью расположены шайбы и регулировочные прокладки, которые изменяют развал и угол наклона оси поворота переднего колеса. Ось верхнего рычага представляет собой болт, который проходит через стойку брызговика. В отверстиях рычагов установлены резинометаллические изделия — сайлентблоки, посредством которых рассматриваемые элементы подвески могут двигаться. При помощи шаровых шарниров к рычагам монтируется поворотный кулак (цапфа). На нём при помощи роликоподшипников конического типа фиксируется ступица колеса с диском тормозной системы. На цапфе ступица поджимается гайкой, причём справа крепёж имеет левую резьбу, а слева правую.

    Рычаги передней подвески соединяют и удерживают элементы амортизационной системы

    Амортизаторы

    Посредством амортизаторов обеспечивается плавный ход автомобиля, т. е. исключается подпрыгивание на неровностях. Спереди и сзади устанавливаются практически одинаковые по конструкции демпферные устройства. Разница заключается в размерах, способах монтажа и наличии у переднего амортизатора буфера. Передние демпферы монтируются нижней частью к нижнему рычагу, а сверху крепятся на опорном стакане.

    Амортизатор в конструкции подвески обеспечивает плавный ход автомобиля

    Таблица: параметры амортизаторов «шестёрки»
    Артикул Диаметр штока, мм Диаметр корпуса, мм Высота корпуса (без учёта штока), мм Ход штока, мм
    2101–2905402 2101–2905402–022101–2905402–04 (перед) 12 41 217 108
    2101–2915402–02 2101–2915402–04 (зад) 12,5 41 306 183

    Пружины

    На «шестёрке» устанавливаются цилиндрические пружины, которые верхней частью через прокладку и опорную чашку упираются в стойку, а нижней — в углубление нижнего рычага. Назначение упругих элементов — обеспечение необходимого клиренса автомобиля и сглаживание ударов во время движения по неровной дороге.

    Пружины являются упругим элементом, который обеспечивает клиренс и сглаживает удары при езде по неровностям

    Стабилизатор

    Стабилизатор является деталью, уменьшающей крены кузова при поворотах Выполнен он из специальной стали. Посередине изделие фиксируется к передним лонжеронам через резиновые элементы, а по краям — к нижним рычагам.

    Для уменьшения кренов при поворотах в подвеске используется поперечный стабилизатор

    Шаровая опора

    Шаровые опоры подвески передка представляют собой шарнир, благодаря которому машина способна маневрировать и ровно двигаться. К тому же эти элементы позволяют легко управлять передними колёсами. Опора состоит из корпуса с шаровым пальцем и защитного элемента в виде резинового пыльника.

    Передняя подвеска содержит 4 шаровых опоры, которые соединяют рычаги и поворотный кулак между собой

    Замена шаровых опор на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

    Добро пожаловать! Шаровые опоры – при езде по хорошим дорогам они живут гораздо долгую жизнь и меняются редко, так же и остальная ходовка, но в России встретить качественные дорого очень большая редкость, особенно для тех кто живет в небольших деревнях, в небольших городах и сёлах, поэтому то и шаровые опоры менять очень часто придётся, из-за изношенных опор колесо при наезде на кочку больно сильно заваливаться будет, в связи с этим будет происходить потеря сцепных качеств с дорогой а на большой скорости это уже не так то и безопасно.

    Примечание! Опор на классике всего четыре, две в левой части находятся и две в правой, снимаются что верхние, что нижние опоры абсолютно идентично, закреплены они на трёх гайках (Сразу думайте какой инструмент Вам понадобится), но прежде чем эти гайки выкручивать, нужно будет гайку пальца шаровой опоры отвернуть, выбить палец из рычага (Лучше всего в этом случае спец. съёмником воспользоваться, для снятия опор) и уже выкрутив гайки, шаровую снять можно будет, учтите одно Но! Шаровые находятся в самом низу, поэтому со временем закисают и рукой их подцепить просто не получается (Когда откручено всё), в этом случае понадобится небольшой лом или же толстая мощная отвёртка!

    Где находятся шаровые опоры? В подвески классического автомобиля присутствуют такие элементы которых в передне приводных машинах нет, так в классике есть рычаги, а именно нижний и верхний рычаг, между которыми находятся пружины и амортизаторы, на данных же рычагах закрепляются ещё и шаровые опоры, одна шаровая располагается сверху, другая же шаровая находится внизу, обе они указаны стрелками на фото ниже:

    Когда нужно менять шаровые опоры? Шаровая опора состоит из пыльника (Так называемая резинка, указана она синей стрелкой) под которым находится вся сердцевина (Главная часть) шаровой опоры, если быть более точнее то там расположен шар который может перемещаться, кроме этого туда набита ещё и смазка, так вот это главная часть у шаровой опоры и если внутри всё разобьётся или попадёт грязь, то такая опора будет подлежать сразу же замене, иначе колёса как мы уже сказали будут заваливаться уже при наезде на небольшую яму, что очень опасно при наезде на скорости на кочку и ещё кой что, изношенные опоры будут издавать различного рода звуки, в основном это стук и скрипы, поэтому если Вы начали слышать постоянно при езде что то из перечисленного, то в таком случаем займитесь проверкой шаровой опоры, это очень легко, главное чтобы инструмент нужный под рукой был (Как проверить опору, показано в видео-ролике в самом конце этой статьи).

    Замена на классических моделях ВАЗ

    Далее рассмотрим, как производится замена шаровых опор на разных авто. В качестве примеров будут выступать разные модели автомобилей ВАЗ.

    Первыми будут классические модели – ВАЗ 2106-07. По сути, во всех классических моделях, начиная от модели 2101 и заканчивая 2107, данная операция производится идентично.

    Конструкция подвески у этих авто такова, что она включает две шаровые – верхнюю и нижнюю.

    Следует указать, что при износе хоть одного элемента, придется заменять их все, с обеих сторон.

    Но сама операция по замене не особо сложная. Из инструментов и приспособлений понадобиться:

    1. Набор ключей накидных и рожковых (обязательно наличие ключей на 12, 13, 14, 22);
    2. Съемник для шаровых опор и рулевых наконечников;
    3. Молоток;
    4. Монтировка;
    5. Зубило;
    6. WD-40.

    Естественно, понадобятся и новые опоры как верхняя, так и нижняя. Имея все это можно приступать к работам.

    Последовательность действий такова:

    • Авто устанавливается на ровную площадку или в гараж. С той стороны, где будет производиться замена, машина выдомкрачивается и ставится на подпорки, затем снимается колесо.
    • Чтобы обеспечить доступ к гайкам опор – нужно выкрутить руль в соответствующую сторону (если меняется слева, то руль выворачивается до упора влево, замена с правой стороны сопровождается выкручиванием вправо).
    • Чтобы поменять верхнюю опору, вначале ключом на 22 откручивается гайка пальца.

    Затем ключами на 13 откручиваются гайки крепления опоры к верхнему рычагу. Для облегчения их откручивания предварительно нужно обработать гайки WD-40.

    • Далее используется съемник. С его помощью палец выпрессовывается из посадочного места в ступице.
    • Монтировкой, упираясь в ступицу, верхний рычаг приподнимается, чтобы палец полностью вышел из посадочного места. Затем ступица аккуратно тянется на себя, чтобы высвободить деталь. Часто шаровая сильно прикипает к рычагу, поэтому потребуется выбивание ее молотком вниз.
    • На место износившейся детали в рычаг устанавливается новая, и сразу же закрепляется крепежными болтами.
    • Затем ступица приподнимается, снова устанавливается монтировка, чтобы приподнять рычаг и поставить ступицу в правильно положение.
    • Далее палец загоняется в посадочное место и закрепляется гайкой.

    Последовательность замены нижней опоры несколько иная. Из-за особенностей ступицы полностью выкрутить гайку пальца не получится. Поэтому она сначала откручивается насколько это возможно (ключ на 22).

    Затем в работу вступает съемник, чтобы высвободить палец.

    После этого пружина отожмет рычаг вниз. Для продолжения работ под рычаг нужно что-то подложить, чтобы он больше не перемещался вниз.

    До конца отворачивается гайка крепления пальца. Затем откручиваются гайки крепления опоры к рычагу, и она выбивается.

    На место снятой опоры устанавливается новая и производится обратная сборка.

    Далее несколько нюансов при выполнении замены опор на этих авто.

    Если нет съемника.

    Палец можно выбить, но для этого нужна будет помощь. Из инструментов понадобиться молоток или небольшая кувалда, наставка и монтировка.

    Помощник должен загнать монтировку между рычагом и ступицей, и создавать усилие на отрыв.

    В это время нужно молотком и наставкой быть по специальным отливам в ступице возле посадочного места пальца.

    Удары должны быть мощными и хлесткими. Обычно 3-4 ударов бывает достаточно, чтобы палец выскочил.

    Не забываем про смазку.

    Некоторые автомобилисты советуют перед установкой новой опоры снять с нее стопорное кольцо и пыльник, и внутрь его заложить смазку «Литол».

    Также при сборке рекомендуется смазывать все болтовые соединения «Литолом», чтобы при будущих заменах данного элемента болты было легче открутить.

    Какую шаровую опору выбрать для “классики”

    Шаровый палец — ключевой элемент опоры, от которого зависит уровень надежности всей подвески автомобиля.

    Требования к нему должны быть жесткими:

    • изготовление из стали высокого качества;
    • поверхность пальца (не сам шар) обязательно должен быть закалена;
    • палец и иные детали обязательно должны изготавливаться путем холодной высадки, после чего термически обрабатываться.

    Для возможности отвечать заявленным требованиям необходимы существенные производственные затраты, из-за чего такое возможно только крупными отечественными и иностранными производителями.

    Пользуются популярностью шаровые опоры фирм:

    Наличие прозрачных пыльников, что создает удобство при ревизии шаровой

    Указанные производители у собственников ВАЗ 2106 пользуются наибольшей популярностью.

    Цена оригинальных запчастей LADA составляет порядка 1,5 тыс. руб.

    Усиленные шаровые опоры стоят дороже.

    Основные правила перед приобретением:

    • обязательная проверка комплектации — все элементы должны быть;
    • если палец можно с легкостью сдвинуть палец — деталь бракованная.

    Причины и признаки поломок шаровых опор

    Перечислим основные причины, из-за которых срок службы шаровых опор существенно сокращается. Вот они:

    • сильнейшие ударные нагрузки. Это главная причина поломки шарнира. И она особенно актуальна, если водитель постоянно ездит по грунтовым дорогам или по дорогам с полуразрушенным асфальтовым покрытием;
    • недостаток смазки. Если водитель не проводит систематическое техническое обслуживание шаровых опор и не смазывает их, то смазка вырабатывает свой ресурс и перестаёт выполнять свои функции. Обычно это происходит в течение полугода. После этого разрушение шарового пальца — лишь вопрос времени;
    • поломка пыльника. О назначении этого устройства говорит его название. Когда пыльник выходит из строя, в шарнирном соединении начинает накапливаться грязь. Со временем она начинает работать как абразивный материал, который постепенно повреждает шаровый палец.

    Теперь перечислим основные признаки, однозначно указывающие на поломку шаровой опоры:

    • грохот подвески. Особенно отчётливо он слышится, когда водитель переезжает через «лежачего полицейского» на скорости в 20–25 км/ч. Если подвеска загремела, значит, смазку из шаровой опоры выдавило полностью;
    • при езде на большой скорости одно из колёс начинает качаться из стороны в сторону. Это говорит о том, что в шаровой опоре возник большой люфт. Ситуация очень опасна, поскольку раскачивающееся колесо в любой момент может развернуться почти перпендикулярно корпусу машины. Автомобиль после этого гарантированно потеряет управление, что может привести к серьёзному ДТП;

    Последовательность действий при диагностике

    • Выявление поломки «на слух»;
    • «На ощупь».
    • Залезаем под машину, в это время напарник прокачивает переднее левое / правое крыло механическим нажатием;
    • Выявляем место, откуда доносится стук.

    Второй этап: используем тогда, когда первый не помог найти изношенную деталь. При помощи автомобильной монтажки проверяем фактическое состояние соединений, креплений элементов подвески, ступичного механизма, поворотного кулака, тормозного суппорта.

    В исправном состоянии скрипы, люфт должны отсутствовать. Максимально разрешенный допуск на люфт составляет 0.8 мм, однако без наличия специального диагностического оборудования проверить не возможно. Для органов зрения человека это незаметно.

    После обнаружения неисправных элементов подвески приступаем к их замене. Не забываем проверить исправность работы тормозного контура, суппорта, колодок, диска. Замерить толщину штангенциркулем, сверить с допустимыми показателями, указанными в руководстве по эксплуатации. Принять решение о целесообразности замены новыми.

    Замена шаровой опоры lada 2101 (ваз 2101)

    Подвеска ВАЗ 2101 имеет довольно сложную конструкцию. Если ее сравнивать с более современной, которая используется на автомобилях, начиная с модели 2108, то можно поставить минус и в графе «Надежность». Неужели все так плохо? Разве простой Макферсон может быть круче копеечной подвески? Да, может, причем в надежности он выигрывает сразу много пунктов. Вот сейчас и попробуем разобраться, чем хороша и чем плоха подвеска в копейке. А если конкретнее, то для начала рассмотрим рычаги передней подвески ВАЗ 2101 и шаровые опоры. О том, как провести замену, будет рассказано в следующих материалах.